You Are Here: Home » Художники » Альфред Сислей. Эпизоды из жизни: Поэзия натурализма

Альфред Сислей. Эпизоды из жизни: Поэзия натурализма

Альфред Сислей. Эпизоды из жизни: Поэзия натурализма

Альфред Сислей


Эпизоды из жизни:
Поэзия натурализма


Альфред Сислей: коллекция


Альфред Сислей в музеях


Альфред Сислей: биография


Эпизоды из жизни: 1 2


Сислей работал в типичной для импрессионизма манере. При этом в его творчестве звучало и явственное эхо некоторых предшественников — прежде всего, Камиля Коро, Гюстава Курбе и художников-»барбизонцев».

В 1902 году молодой Анри Матисс спросил Камиля Писсарро: «Что это значит — импрессионист?» «Импрессионист — это художник, который всякий раз пишет по-новому», — был ответ. «Кого же тогда можно назвать типичным импрессионистом?», — спросил Матисс. «Сислея», — ответил Писсарро. Писсарро, один из «отцов» импрессионизма, знал, что говорил. Примечательно, что это признание было сделано три года спустя после смерти Сислея, когда художника, казалось бы, навсегда «сдали в архив». Писсарро был уверен, что эта ошибка быстро разъяснится. Но чтобы это случилось, публике предстояло «прозреть».


Работы Сислея всегда оказывались в тени картин Моне. При жизни художника к нему никогда не предъявлялись претензии, от которых не было спасения его соратникам по импрессионизму. Сислей писал свои пейзажи в спокойной ненавязчивой манере, редко поддаваясь искушению подчеркнуть драматизм происходящего. Если Моне предпочитал иметь дело со стихией (скалы, горные ущелья, разбушевавшееся море), то Сислей больше любил «культивированный» пейзаж с оживлёнными каналами, обработанными полями, ухоженным лесом. Моне воспринимал окружающий мир как романтик, в созданном им образе мира (природы) сквозит непостижимое и чуждое человеку. Сислея в этом смысле справедливо было бы назвать оптимистом, который видит (или желает видеть) мир, исполненный гармонии и превращённый в уютное жилище человека.


Этот подход характерен даже для полотен Сислея, изображающих стихийные бедствия. Обращаясь же к рутинному быту, художник не старается приукрасить или «романтизировать» его — он пишет его таким, каков он есть, но при этом атмосфера полна чуть уловимой умиротворенности. Это как в Библии: «И увидел Бог, что это хорошо».
Отличает Сислея от признанных импрессионистов и его отношение к человеческому «материалу». Моне и Ренуар увлечены купаниями, курортными концертными залами, пикниками; герои же Сислея вскапывают огороды, спешат на рынок за покупками, скалывают лед холодным зимним утром. Есть что-то в этом очаровании размеренной и осмысленной жизнью от ностальгии по патриархальному прошлому.


Не один раз сказано, что художнику современная жизнь была не слишком близка. В 1904 году один из французских критиков писал о том, что Сислей «был певцом спокойных синих рек и цветущих садов, освещенных солнцем холмов и прилепившихся на их склонах деревушек с крытыми красной черепицей домами, но, прежде всего, он был певцом французского неба». Современность если и присутствует на полотнах Сислея, то приглушенно, не бросаясь в глаза. Так, на его картине «Станция в Севре» (ок. 1879) здание станции как бы уравнивается в «значительности» со стогами сена, а вырывающийся из трубы бегущего вдали паровоза дым можно вполне принять за летящее по небу облачко.


Альфред Сислей
«Станция в Севре». 1879 г.
Холст, масло. 15×22 см.
Частная коллекция.
Заказать постер


В броскости манеры Сислей, разумеется, заметно уступает Моне, писавшему свои пейзажи размашисто, ярко, необычно. Но вряд ли это недостаток — скорее, сознательная установка. При всей своей близости к исканиям импрессионистов Сислей остается исповедником «пейзажной лирики» Коро и «барбизонцев». Да, в сравнении с ними его палитра смотрится современнее и свежее, мазок его кисти — шире и свободнее, но — сущностно, мировоззренчески — художник остается в русле указанной традиции.
Объективный натурализм — вот что роднит Сислея с поздними работами Коро. Сислей не пытается как-то упорядочить пейзаж, но относится к нему с доверием, ожидая, когда тот сам «откроется» ему.


И ожидания эти не напрасны. Сислей объективен, он наиболее «реалистичен» в среде импрессионистов. Работы художника — плод его упорного (но неравнодушного) наблюдения. Он, явно «упиваясь» своими пейзажами, не навязывает собственного взгляда зрителю.
Сислей проявлял определенный интерес к новейшим изобретениям в живописи, но, используя новаторские приемы, не «обнажал» их, делая органичной частью своей художественной системы. Подобно многим импрессионистам, Сислей увлекался японскими гравюрами на дереве, авторами которых были знаменитые японские графики Андро Хиросиге и Кацусика Хокусай. У них Сислей заимствовал ряд композиционных приемов. Наиболее заметно это влияние в его «снежных» пейзажах, написанных в 1870-е годы. Бросается в глаза «японский» ракурс этих работ, позволявший подчеркнуть ритм крыш, окон и дверей занесенного снегом селения. Сислеевские одинокие фигуры, равно как и строгий узор, симметрия, повторы, — тоже оттуда, из японского искусства. Но повторим: это не пустое воспроизведение чужой стилистики, не копирование, а ее претворение в свое, самобытное.


Искусствоведы привычно выделяют работы Сислея 1870-х годов — особенно «водную» серию, созданную в Марли. Впрочем, вкусы и здесь разнятся — так, британец Кеннет Кларк называет «звездным часом импрессионизма» живописный цикл с видами Темзы близ Хэмптон-корта. На этом фоне о творчестве Сислея периода 1880-1890-х принято отзываться снисходительно. По умолчанию считается, что, отправившись в добровольное изгнание в Море, художник мгновенно оказался в хвосте художественных исканий. Другими словами — попросту отстал от жизни

Страниц: 1 2 3

Scroll to top