You Are Here: Home » Художники » Анри де Тулуз-Лотрек. Эпизоды из жизни: Аристократ среди богемы

Анри де Тулуз-Лотрек. Эпизоды из жизни: Аристократ среди богемы

Анри де Тулуз-Лотрек. Эпизоды из жизни: Аристократ среди богемы

Анри де Тулуз-Лотрек


Эпизоды из жизни:
Аристократ среди богемы


Анри де Тулуз-Лотрек: коллекция


Анри де Тулуз-Лотрек в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Анри де Тулуз-Лотрека


Анри де Тулуз-Лотрек в музеях


Анри де Тулуз-Лотрек: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29


Потомок знаменитого аристократического рода, Анри де Тулуз-Лотрек жил и работал на Монмартре, в самом богемном квартале Парижа, и увековечил его в своем творчестве.


Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби, на юго- западе Франции. Он был единственным ребенком в одной из самых знаменитых аристократических семей Франции. Родословная Тулуз- Лотреков простиралась на тысячу лет в глубь времен. В длинной чреде придворных и полководцев среди предков художника встречались и те, кто увлекался искусством. Бабушка Анри сказала однажды: «Когда мои  сыновья охотятся на дичь, это доставляет им сразу три удовольствия: подстрелить, съесть и нарисовать ее».


Родители Анри были двоюродными братом и сестрой. Судьба жестоко позабавилась, сведя вместе столь разных по характеру людей, — впрочем, каждый из них жил своей жизнью. Граф Альфонс отличался эксцентричностью, любил выставлять себя напоказ и волочился за каждой юбкой. Графиня Адель, напротив, была тихой и набожной женщиной. Пока ее муж пропадал вне дома, она целиком посвящала себя своему сыну, оставшись преданной матерью до самого конца его несчастной жизни.


Семья Лотреков владела несколькими домами. Большую  часть времени мальчик проводил в замке Боск, неподалеку от Альби. Подобно многим аристократическим отпрыскам, он увлекался лошадьми и собаками и с детства рисовал животных (как, впрочем, и бесконечные карикатуры на окружающих).


Детство Анри было омрачено болезнью. Браки близких родственников, общепринятые в аристократической среде, не могли не отразиться на здоровье потомства. Так, брат графини Адели женился на сестре графа Альфонса — в результате трое из четырнадцати родившихся у них детей страдали от наследственных пороков. Не обошла эта беда и семью Тулу-Лотреков. В 1878 году Анри, упав с лошади, сломал левую ногу, а год спустя (при тех же обстоятельствах) — правую. После этого ноги перестали расти; всю оставшуюся жизнь художник с трудом передвигался, опираясь на трость. Причиной этого называли несчастные случаи; на самом же деле проблема заключалась в генетическом пороке.


В зрелом возрасте рост Лотрека едва достигал 150 сантиметров, но, поскольку в те времена люди были в среднем на десяток сантиметров ниже наших современников, художника не считали карликом (с таким ростом тогда даже призывали служить в армию). Его голова была непропорционально большой, и создавалось впечатление, что тело взрослого мужчины поставлено на детские ноги. Странное впечатление производила и походка Лотрека, ходившего враскачку, по-утиному. Он никогда не стремился скрыть свои физические недостатки и сам первым подсмеивался над ними. Лотрек вообще не скрывал ничьих недостатков — это было законом его творчества.


Родители будущего живописца не имели ничего против его увлечения искусством, понимая, что, став взрослым, их сын не сможет вести жизнь, типичную для большинства аристократов. Первые художественные уроки мальчик получил от своего дяди Шарля, художника-любителя, и от друга их семьи Рене Пренсто, профессионального художника и скульптора. В начале 1882 года Анри вместе с матерью перебрался в Париж. Не стесненный в деньгах, он сумел попасть в мастерскую необыкновенно популярного Леона Бонна. В письме к дяде Шарлю Лотрек писал, что Бонна сказал ему: «Ты рисуешь неплохо, даже элегантно, но твои рисунки слишком откровенны и жестоки».


Впрочем, у Бонна, предельно загруженного педагогической работой в Школе изящных искусств, Тулуз-Лотрек занимался недолго. В том же году он перешел в мастерскую Фернана Кормона. Здесь он познакомился с Эмилем Бернаром, много писавшим впоследствии о Поле Гогене и Винсенте Ван Гоге. Сам Ван Гог, приехавший в Париж в 1886 году, тоже учился у Кормона, и Лотрек дружил с великим голландцем — вплоть до его отъезда на юг, в Арль.


К этому времени Лотрек открыл собственную мастерскую. Это случилось в январе 1884 года. Мастерская находилась на Монмартре, где, помимо Лотрека, обитало немало других молодых художников (жилье на Монмартре было довольно дешево). Район считался богемным. Родителям Лотрека не нравился выбор местожительства, сделанный их сыном. Граф Альфонс полагал, что жить в таком районе — значит позорить имя Лотреков. Он убеждал Анри взять себе псевдоним, и тот действительно подписал несколько своих работ анаграммой «Трекло», но, в конце концов, отказался от нее.


Благодаря своей необычной внешности, Лотрек вскоре стал известен всему Монмартру. Он отличался обаянием и живым умом, делавшими его душой любой компании. Более того, уродливое тело не мешало художнику пользоваться расположением женщин, многие из которых находили Анри очень привлекательным.


В круг его друзей входили не только писатели и художники; там находилось место и очень странным персонажам. К людям, потерпевшим жизненное крушение, Лотрек относился с особой симпатией, чувствуя себя таким же изгоем, как и они. Близкую дружбу водил он и с многочисленными местными проститутками.


Один из друзей Тулуз-Лотрека вспоминал, что «он обладал даром притягивать к себе людей

Страниц: 1 2

Scroll to top