You Are Here: Home » Музеии » Дом-музей Гейнсборо, Седбери

Дом-музей Гейнсборо, Седбери

Дом-музей Гейнсборо, Седбери

Дом-музей Гейнсборо, Седбери


Музей, организованный в доме, где, полагают, родился Томас Гейнсборо, обладает прекрасной коллекцией работ знаменитого художника.


Городок Седбери, расположенный на востоке Англии, бережно хранит память о своем замечательном уроженце. В 1913 году на центральной площади его был установлен памятник Гейнсборо, а в местной церкви есть еще более трогательный памятник — родителям великого живописца. Наконец, имя художника присвоено одной из главных улиц Седбери. Здесь, на Гейнсборо-стрит, 46, в 1950-х годах открылся дом-музей художника.


geinsboro_1.jpg (32628 bytes)
Фасад дома-музея Гейнсборо


История этого дома весьма туманна. Неизвестно даже в точности, действительно ли именно в нем родился Гейнсборо. В пользу этого утверждения говорит лишь то, что в 1727 году родители художника жили здесь. Но с тем же успехом Гейнсборо мог появиться на свет и в доме на Торговой площади, принадлежавшем его отцу. Впоследствии в доме 46 по Гейнсборо-стрит (раньше, естественно, она называлась совсем по-другому) поочередно размещались гостиница, чайная и антикварный магазин. Наконец, в мае 1956 года его выставили на аукцион. Поклонники творчества Гейнсборо организовали в Лондоне и Седбери сбор подписей за то, чтобы дому был присвоен статус исторического памятника. Поначалу эти требования не находили отклика у властей. Это и понятно — в послевоенной Англии хлопот хватало и без сохранения исторических памятников.


К счастью, владелец дома, выставивший его на аукцион, оказался не зачерствелым дельцом, а, напротив, большим почитателем живописи (он был перекупщиком картин). Этот почтенный джентльмен согласился подождать, пока комитет по увековечению памяти Гейнсборо не соберет необходимую для покупки дома сумму. Сумма собралась только через два года.


geinsboro_2.jpg (26679 bytes)
Интерьер гостиной. Стоящая на столе в гостиной лошадка — единственная известная нам скульптура художника


Та было преодолено первое препятствие, стоявшее перед основателями нового музея. Но зданию срочно требовался ремонт. И кроме того, немыслимо было открывать музей без экспозиции. На все это денег уже не осталось. Местные власти, конечно же, поддерживали идею создания музея — но только на словах. А Национальное общество по охране памятников согласилось принять на себя ответственность за музей только тогда, когда дом будет приведен в надлежащий вид. Наконец руководители музея обратились в Общество по охране исторических зданий с просьбой выделить деньги на капитальный ремонт. В январе 1961 года необходимые деньги были получены.


О регулярной экспозиции тогда, разумеется, речи не шло. Но сразу же после ремонта в музее начали проводиться художественные выставки. Первая большая выставка, посвященная творчеству Гейнсборо, состоялась здесь в апреле 1961 года. На ней было представлено 25 картин и 50 рисунков художника, а открывал ее сам президент Королевской Академии.


geinsboro_3.jpg (32351 bytes)
«Крестьяне, направляющиеся на ярмарку» (1770-1774).
Этот рисунок Гейнсборо мелом и акварелью входит
в собрание дома-музея его имени.


Фундамент коллекции музея составили пожертвования. Так, лондонский музей Виктории и Альберта подарил дому Гейнсборо мебельный гарнитур XVIII века, а городской совет Седбери — табакерку и перстень с печаткой, когда-то принадлежавшие художнику. Довольно долго музей Гейнсборо, как это ни смешно, не имел ни одной картины Гейнсборо. Лишь в начале 1970-х годов на аукционе было приобретено несколько его полотен.


Но и в эти годы жизнь музейных работников оставляла желать лучшего. В плачевном состоянии находился отдел переписки. Он занимал крошечную комнату без мебели и подчас не имел денег на почтовые марки. Хранителям музея сутками приходилось пропадать на работе. так, один из них написал жалобу в попечительский комитет, в которой указывал, что с 1968 по 1972 год он и его жена не имели ни одного выходного дня.


geinsboro_4.jpg (24370 bytes)
В число хранящихся в доме-музее работ Гейнсборо входит и этот его «Портрет Гарриет, виконтессы Трейси» (ок. 1763).


И все-таки музей выживал. И не только выживал, но и устраивал интереснейшие выставки. В 1979 году, например, в доме Гейнсборо провели выставку, на которой, кроме привезенных из других музеев картин мастера, был показан сделанный им самим волшебный фонарь со стеклянными картинками. А несколько ранее, в 1975 году, в музее прошла выставка, посвященная истории английского шелка, где было выставлено свадебное платье принцессы Анны.


Теперь в доме-музее Гейнсборо устраиваются вернисажи современных художников (преимущественно — уроженцев Суффолка). Бывшая конюшня, занимавшая одну из пристроек здания, переоборудована под граверную мастерскую, где могут заниматься своим ремеслом местные художники-граверы. Таким способом музей надеется когда-нибудь в будущем воспитать в своих стенах достойных наследников славы Гейнсборо.


СЭР АЛЬФРЕД МАННИНГС


geinsboro_5.jpg (21009 bytes)
Маннингс за работой. Художник чаще всего писал лошадей,
но отдавал должное и пейзажу.


В конце 1950-х годов, когда судьба дома Гейнсборо висела на волоске, одним из самых стойких и убежденных сторонников организации музея оставался сэр Альфред Маннингс (1878-1959). Как только дом выставили на аукцион, сэр Альфред начал, по его словам, «запускать ракеты», стремясь подтолкнуть своих единомышленников к активным действиям

Страниц: 1 2

Scroll to top