Эдуард Мане. Бунтарь поневоле — Импрессионизм
You Are Here: Home » Художники » Эдуард Мане. Бунтарь поневоле

Эдуард Мане. Бунтарь поневоле

. В частности, он заинтересовался случайным характером фотографических образов. В традиционной живописи выбор образов диктовался строгой логикой. Персонажи подбирались и расставлялись в строгом порядке, соответствующем «сюжету» и «символике» картины. Мане не пошёл этим проторенным путём. Его герои часто почти случайны, а событие, которое их интересует, бывает, вообще происходит за границами полотна.


Сейчас подобные приёмы давно вошли в арсенал живописи, но во времена Мане критики, привыкшие именно «читать» картину, хватались за голову, стоя перед его полотнами. Вопросам не было конца. Что означает жест мужчины на картине «Завтрак на траве»? Какой символический смысл вложен в предметы, входящие в этот натюрморт? Что выражает лицо барменши из «Бара в «Фоли-Бержер»"? Что, наконец, связывает мужчину и женщину с полотна «Завтрак в мастерской»? Не находя ответа на поставленные вопросы, критики спешили объявить картины Мане «бессмысленными». Знакомое обвинение, не правда ли? Скольким великим художникам пришлось его выслушать!


 Эдуард Мане
«Бар в Фоли-Бержер». 1882.
Холст, масло. 97х130 см.
Галерея института Варбурга и Курто, Лондон.
Заказать постер.


О картине


Слава Богу, не всё в искусстве решают критики. Нашлись у Мане и единомышленники — импрессионисты, в первую очередь. Но не стоит забывать о том, что сам Мане никогда не считал себя импрессионистом. Даже работая на пленэре, художник ставил на первый план композицию картины, а не «уловление» мгновенных изменений света и атмосферы. Поэтому его работы всегда смотрелись более «солидными», чем полотна Ренуара или Моне. Как и свои новые товарищи, Мане работал синтетическими красками, изобретёнными тогда, но от чёрной краски, изгнанной импрессионистами из палитры, так никогда и не отказался. Он много чего не принял у тех, кто провозгласил его своим «отцом». Поэтому-то Мане и остался навсегда уникальным и ни на кого не похожим. То есть великим.

Исторические картины

В академической живописи сюжеты картин имели строгую иерархию. Наиболее значимыми считались библейские, исторические и мифологические. В Салоне исторические картины обычно проходили на ура, и Мане, с его принципиальной ориентацией на официальный Салон, не мог не учитывать этого обстоятельства. Правда, и обращаясь к истории, он всегда старался максимально приблизить её к современности. Другими словами, он писал ту современность, которая была исторична. Походы Ганнибала Мане не интересовали. А интересовала, например, трагедия мексиканского императора («Казнь императора Максимилиана»). Или гражданская война в Америке. Так, на картине «Бой между «Кирседжем» и «Алабамой»", 1864 он изображает морскую дуэль двух кораблей, развернувшуюся возле Шербура. «Алабама» была судном конфедератов, направленным уничтожать сторонников союза с англичанами в любой точке океана. Известно, что Мане сделал целый ряд набросков к картине, посвящённой событиям времён Парижской Коммуны, но так и не завершил эту работу.







Эдуард Мане
«Битва «Кирсэджа» и «Алабамы».
1864 г.


О картине


Эдуард Мане
«Казнь императора Максимилиана». 1867 г.
Холст, масло. 252х305 см.
Кунстхалле, Манхейм.


О картине


Костюмированные герои

На протяжении всей своей жизни Мане увлекался костюмом, ставшим и заметным элементом ряда его картин. Многие его костюмированные фигуры несут на себе печать испанской культуры, к которой художник был неравнодушен. В 1862 году он написал «Лолу из Валенсии», портрет звезды знаменитой испанской танцевальной труппы. В том же году эту картину отклонила приёмная комиссия Салона. Готовясь к Салону 1864 года, Мане вновь работает в том же жанре, создав «Случай на корриде». Позже из оригинального полотна был вырезан фрагмент, получивший название «Мёртвый тореадор».
Мане собрал богатую коллекцию костюмов и наряжал в них своих натурщиков и натурщиц. Если требовалась совсем уж экзотическая фактура, художнику помогали его друзья, в которых он никогда не испытывал недостатка. Так, во время работы над «Казнью императора Максимилиана» один из приятелей-военных Мане предоставил в его распоряжение целый взвод солдат.


Эдуард Мане
«Лола из Валенсии». 1862 г.
Лувр, Париж.


О картине 


Пастели

В последние годы жизни Мане увлёкся пастелью. Эта техника привлекала его, прежде всего, возможностью внести в произведение ощущение спонтанности. Пастель позволяет создавать мягкую, бархатистую фактуру. Скорее всего, именно поэтому художник в это время всё чаще писал женские фигуры пастелью, а не маслом. Многие пастели Мане оставались простыми портретами, однако среди работ, созданных в этой технике, встречаются и удивительные жанровые сценки, наполненные непобедимым духом обыденной жизни, — это, например, «Женщины, пьющие пиво» или «Женщина, поправляющая подвязку». Обе пастели написаны приблизительно в 1878 году. Мане был не одинок в своих исканиях. В его времена пастель пережила своё второе рождение — особенно её любили импрессионисты

Страниц: 1 2 3 4

Scroll to top