Эдуард Мане. Бунтарь поневоле
. К слову, в 1870 году во Франции появилась даже Ассоциация художников, работающих пастелью.
«Две девушки, пьющие пиво». 1878 г.
Натюрморты
Как бы ни поносили работы Мане в прессе, его натюрморты неизменно вызывали восхищение публики. Тут даже враждебно настроенным критикам крыть было нечем. И если они начисто отвергали композиционные и содержательные принципы тех же «Завтрака на траве» и «Завтрака в мастерской», то натюрморты, присутствующие на этих полотнах, не сговариваясь, отмечали как удачу художника. Изобретательность Мане во всём, что касается натюрмортов, поражает. Мане мог создать натюрморт буквально из всего — от гастрономических деликатесов («Угорь и кефаль», 1864) до простого лимона; от изысканной «Вазы с цветами», 1864 до отдельного цветка розы. В сложных натюрмортах Мане чувствуется влияние Шардена (1699-1779), чьи работы были широко показаны в галерее Мартине в 1860 году. С натюрмортами Мане связано несколько любопытных бытовых анекдотов. Так, желая поблагодарить Берту Моризо, позировавшую для него, художник подарил ей букет фиалок… изображённый на картине. Или другой случай. Один известный журналист, получив от Мане заказанный ему натюрморт «Пучок спаржи», пришёл в такое восхищение, что послал художнику 1000 франков вместо восьмисот, о которых они договаривались. Вскоре от Мане принесли журналисту ещё один натюрморт — на нем была написана единственная веточка спаржи, с припиской: «Эта веточка отвалилась от вашего пучка».
|
На реке
Мане нравилось общаться с импрессионистами в батиньольском кафе; его интересовали их эксперименты с освещением, но с самой группой он себя никогда не ассоциировал. Мане манили лавры официально признанного художника. Маргинальным гением он быть не хотел. «Я никогда не соглашусь выставляться в первой попавшейся лачуге, — писал он, — и всегда буду сражаться за своё право на то, чтобы войти в Салон с главного входа». Стиль Мане во многом отличается от манеры импрессионистов. Он любил отвергаемый импрессионистами чёрный цвет, писал длинными и плавными мазками (а не короткими штрихами или точками) и предпочитал работать в мастерской, а не на природе. Правда, в 1874 году он поехал летом в Аржантей, где писал вместе с Моне и даже изобразил его за работой («Лодка-студия Клода Моне»). Но и эта совместная работа никоим образом не нарушила композиционную традиционность, свойственную Мане.
«Лодка-мастерская К.Моне». 1874.
Холст, масло. 50х64 см.
Мюнхен, Новая Пинакотека.
Заказать постер.
Интерьеры
Импрессионисты, предпочитавшие писать на природе, практически не интересовались интерьером. Он появляется у них только в сценках из современной жизни, происходящих в баре, танцевальном зале или публичном доме. Мане тоже не бежал этих тем, однако, помимо этого, временами увлекался тщательным выписыванием домашнего интерьера. Подобные сцены в предшествующей живописи, как правило, несли морализаторский или аллегорический оттенок. Мане и тут был верен самому себе, внеся в них элемент столь любимой им случайности и недоговорённости. И, разумеется, в который раз получил ярлык «непонятного». Так, анализируя картину «Завтрак в мастерской», 1868, критики отмечали искусно написанные элементы натюрморта, однако само содержание сцены порождало массу вопросов. И эти вопросы оставались безответными, сколько бы они ни рассуждали о характере взаимоотношений героев или скрытом смысле, вложенном в красующееся на стуле оружие. Эта безответность раздражала, но, видимо, такую реакцию и провоцировал художник.
«Завтрак в мастерской». 1868 г.
Холст, масло. 118х153 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен.
Сцены из современной жизни
Выбор образов и предметов для сцен, взятых из современной жизни, был своего рода «детектором лжи» для импрессионистов. Но ещё тщательнее подходил к этому вопросу Мане, что становится очевидным, если внимательно рассматривать уже первое его большое плотно «Музыка в Тюильри». Подобно импрессионистам, Мане часто писал бары («Уголок кафе-концерта», 1878), театры, гребцов, но вместе с тем, и совершенно не характерные для них «сюжеты», местом действия которых становились улицы, железнодорожные станции, портовые причалы или пляжи («На берегу моря», 1873). Обращался художник и к совсем уж «непривлекательным» темам. Так, в 1865 году он написал с натуры серию портретов нищих, бродяг, бездомных стариков и тряпичников