You Are Here: Home » Художники » Эдуард Мане. «Казнь императора Максимиллиана».

Эдуард Мане. «Казнь императора Максимиллиана».

Эдуард Мане. «Казнь императора Максимиллиана».

Эдуард Мане


«Казнь императора Максимиллиана»


Эдуард Мане: коллекция картин


Эдуард Мане в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Эдуарда Мане


Эдуард Мане: жизнь и творчество


Эдуард Мане в музеях


Эдуард Мане: литература









Эдуард Мане

«Казнь императора Максимиллиана». 1867 г.
Холст, масло. 252х305 см.
Кунстхалле, Манхейм.
 

«… В Мексике происходит новая трагедия: только что 19 июня, взбунтовавшиеся мексиканцы расстреляли эрцгерцога Максимилиана, возведенного Наполеоном III на престол этой страны. Это случилось в Керетаро, где с ним были расстреляны также генералы Мирамон и Мехиа. Мане тотчас же запирается в мастерской и пишет «Казнь Максимиллиана», предполагая включить ее в экспозицию своего павильона. Ведь оценили же «Битву «Кирсэджа» и «Алабамы». Новое полотно на актуальную тему должно принести такой же успех, как знать, не поможет лионо художнику завоевать расположение публики.


Взяв за образец для композиции гойевский «Расстрел 3 мая 1808 года», Мане принимается за работу. Картина продвигается не без затруднений. После предварительного эскиза художник пишет первое полотно,затем второе, наконец, третье. Здесь надо отметить, что многие исследователи творчества Эдуарда Мане (и Перрюшо в том числе) рассматривали сюжет этой картины как «предлог для тональных вариаций». Однако исследования А.Г. Барской убедительно опровергают такую точку зрения и убеждают в том, что Мане поставил перед собой задачу взглянуть на мексиканскую трагедию глазами человека, прошедшего жестокую школу циничной политики кровопролитий, и оценить ее с холодной иронией гражданина, которому известны спровоцировавшие ее силы. Представив в первой версии картины расстреливающих Максимилиана солдат в мексиканской одежде, что соответствовало бы внешней достоверности случившегося, художник в окончательном варианте изображает их в униформах французских егерей. Тем самым он как бы возлагает ответственность за содеянное в Мексике на Наполеона III: он и его армия открыто называются убийцами, что соответствовало уже не простой достоверности, но исторической правде. О том, что картина и сделанная с нее гравюра так и были поняты властями, свидетельствует их немедленное запрещение, которое вряд ли последовало бы, сохрани Мане первую трактовку темы…»


По материалам книги А.Перрюшо «Эдуард Мане» и послесловия М.Прокофьевой.  — М.: ТЕРРА — Книжный клуб. 2000. — 400 с., 16 с. ил.
Книга на ОЗОНе


 

Scroll to top