You Are Here: Home » Художники » Эжен Делакруа. Эпизоды из жизни: Великий романтик.

Эжен Делакруа. Эпизоды из жизни: Великий романтик.

. Все телесные тона аккуратно смягчались, все контуры поражали точностью, и даже при рассмотрении вблизи написанные фигуры казались живыми и будто бы готовыми шагнуть с холста. Иное дело Делакруа. Его работы следовало рассматривать на некоторой дистанции. Вблизи же они действительно казались небрежными и грубо написанными. Отчасти это объясняется тем, что Делакруа всегда работал быстро, взахлеб. Обычно он долго обдумывал сюжет и композицию картины, делал десятки набросков, но, взяв в руку кисть, принимался писать как сумасшедший, спеша запечатлеть на полотне обуревавшие его чувства.


Делакруа считал, что самое главное в картине — это настроение. Это было чуть ли не основным романтическим принципом. Он писал в своем дневнике: «Мне нет дела до того, насколько правильно написана моя картина. Я чувствую, как во мне закипают мысли, как они рвутся наружу, причудливо переплетаясь и тысячу раз меняясь прежде, чем достигнут цели, к которой я стремлюсь… Внутри меня возникает какой-то водоворот, и его необходимо успокоить. Но это невозможно сделать, пока я корчусь, словно змея в кольцах удава… И я берусь за кисти…»


Наконец, вызовом академизму выглядело предпочтение цвета перед линией, характерное для творчества Делакруа. С молодости он писал множество тонких, раздельных мазков, оживлявших поверхность полотна. Надо отметить, что во многом эта техника была заимствована им у других художников — в частности, у Констебля.


Чуть позже Делакруа увлекся новейшей по тем временам идеей дополнительных цветов. Химик Мишель Шеврёль обратил внимание на то, что интенсивность цвета зависит не только и не столько от количества красящего пигмента, сколько от контраста со смежным цветом. Ученый исследовал, как смотрится тот или иной цвет по отдельности и в обрамлении легкого тона дополнительного цвета и обнаружил, например, что тень, отбрасываемая красным платьем, обязательно должна содержать небольшую примесь зеленого цвета. Книга Шеврёля «О законе одновременности контраста цветов» вышла в свет только в 1839 году, но с лекциями на эту тему он выступал еще в 1820-е годы. Возможно, именно идеи Шеврёля помогли Делакруа добиться той удивительной гармонии цвета, которая всегда отличала его творения.


ФРЕСКИ


Последние десятилетия своей жизни Делакруа много занимался выполнением официальных заказов. Так, для Люксембургского дворца в Париже художник создал ряд потолочных росписей («Аврора», ок. 1845-1847 гг. — одна из них. Это требовало особого умения, но Делакруа эта работа нравилась. «Маленькие картины действуют мне на нервы, — заявлял он, — да и большие полотна, написанные за мольбертом в мастерской, ничуть не лучше их».  Огромные пространства стен и потолоков давали художнику возможность экспериментировать с очень сложными композициями. С наибольшим блеском его мастерство проявилось в поздних фресках, написанных для церкви Сен-Сюльпис (например, «Единоборство Иакова с ангелом», 1856-1863 гг.). Обычно Делакруа привлекал к работе помощников, хотя большая часть трудов всегда приходилась на его долю. В некоторых случаях он писал картины на холсте, а затем устанавливал их на место. Но чаще художник работал прямо по влажной штукатурке.


Эжен Делакруа
«Святой Михаил побеждает дьявола». 1854-1861 гг.
Масло и чистый воск на штукатурке.
Сен-Сюльпи, Париж.


НАБРОСКИ ФИГУР


Несмотря на всю революционность манеры, методы работы Делакруа оставались вполне традиционными. Еще во время обучения в Школе изящных искусств он оценил всю важность подготовительных штудий, куда входило и создание фигурных набросков. Эти наброски Делакруа делал в своей мастерской, приглашая в качестве моделей профессиональных натурщиков. Примером этого может служить его набросок к картине «Смерть Сарданапала». Чаще всего Делакруа занимался этим, чтобы найти наиболее выгодную позу фигуры, но иногда зарисовывал и отдельные детали — ступню, ладонь или складки драпировки. В начале работы художник использовал карандаш или мел, но по мере того, как композиция картины приобретала четкие очертания, переходил на пастель или масло. Здесь показаны его наброски маслом к картинам «Свобода, ведущая народ» и «Смерть Сарданапала».


Эжен Делакруа
Этюд для «Смерти Сарданапала». 1827-1828 гг.
Пастель и  мел поверх тонкого слоя акварели на бумаге.
Художественный институт, Чикаго.


У раннего Делакруа позы и жесты фигур несут следы учебы у старых мастеров. Мастерство Делакруа в изображении человеческой фигуры не отрицалось критиками даже тогда, когда сами картины начисто отвергались. Как ни странно, именно фигуры иногда относят к слабым сторонам манеры Делакруа, считая их слишком уж проработанными.


ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ


В первой половине XIX века очень популярными в живописи были «восточные» мотивы. Особенно привлекала художников экзотика Ближнего Востока. Повышенный интерес к этому миру во многом спровоцировали походы Наполеона в Египет — это касается не только живописи, но также одежды и мебели. Поездка в Северную Африку оставила глубокий след в творчестве Делакруа. Впервые он получил возможность писать реальных людей и реальные сцены (большинство его современников пользовались для этого историческими описаниями). Вот почему так выгодно отличаются от «выдуманных» «восточных» полотен 1820-х годов такие его картины, как «Фанатики в Танжере», 1838 и «Еврейская свадьба», 1841.


Эжен Делакруа
«Фанатики в Танжере»

Страниц: 1 2 3 4

Scroll to top