You Are Here: Home » Музеии » Галерея Академии, Венеция

Галерея Академии, Венеция

Галерея Академии, Венеция

Галерея Академии, Венеция


Эта галерея была основана в XVIII веке, и теперь в ней хранится лучшее в мире собрание работ венецианских художников.

На долю Беллини выпала долгая и плодотворная жизнь. До нас дошло около трехсот его работ – не считая тех, что вышли из его мастерской и написаны им в соавторстве с кем-либо из его учеников. Почти в каждой большой картинной галерее есть хотя бы одна картина, принадлежащая кисти Джованни Беллини. Довольно полно творчество художника представлено, например, в лондонской Национальной галерее. Но самым большим собранием работ Беллини располагает музей Академии, находящийся в Венеции.


venetcy_1.jpg (30874 bytes)
Комплекс, в котором размещается галерея Академии.


Этот музей получил свое название в честь венецианской Академии изящных искусств, основанной в 1750 году по почину известного художника Джованни Баттисты Пьяцетты. В 1756 году Академия получила статус государственного учреждения. Тогда же был избран ее первый президент, выдающийся венецианский художник того времени Джованни Баттиста Тьеполо. Академия располагалась тогда в непрезентабельном здании бывшего мучного склада и не играла заметной роли в культурной жизни города. Важные перемены в ее жизни произошли лишь полвека спустя, в эпоху наполеоновских войн.

Наполеон вторгся в Италию в 1796 году, и уже через год Венеция пала к его ногам. С 1805 по 1814 год город оставался под властью Наполеона, а позже перешел под контроль Австрии. Наполеон очень интересовался живописью и высоко ценил пропагандистские возможности этого вида искусств. В качестве трофеев он вывез во Францию бесчисленное множество произведений искусства. В одной популярной песенке того времени пелось: «Рим – уже не Рим, весь Рим теперь в Париже». Венеции тоже пришлось расстаться со многими творениями своих мастеров, в числе которых были такие шедевры, как алтарный образ церкви Сан-Дзаккария «Мадонна со святыми» (1505) работы Беллини и «Успение Богородицы» (1516-1518) кисти Тициана.


venetcy_2.jpg (27753 bytes)
Один из залов галереи Академии


Установление наполеоновского режима ознаменовалось серьезными административными реформами в захваченных областях. Реформы эти коснулись, в частности, и сферы культуры. По всей Италии закрывались церкви и монастыри. Работам великих художников, которые хранились в них, нужно было искать новое пристанище. Все это привело к основанию новой художественной галереи при Академии изящных искусств, под которую отвели целый комплекс зданий, построенных в эпоху Возрождения, включая церковь и монастырь Санта-Мария делла Карита. Этот комплекс расположен на набережной Большого канала.

Перестройкой зданий, предназначенных для размещения новой художественной галереи Академии, занимался один из лучших венецианских архитекторов Джованни Антонио Сельва (1751-1819). В небольшой части помещений обосновались учебные кафедры Академии (они остаются здесь и по сей день), другую часть переоборудовали под художественную галерею. Несмотря на радикальную перепланировку, Сельва сумел сохранить внешний вид старинных зданий. Не покусился он и на старинные фрески, украшающие стены Академии, среди которых выделяется работа Тициана «Введение Богородицы во храм».


venetcy_3.jpg (32705 bytes)
«Чудо св. Марка», ранняя работа Тинторетто (1518-1594)
из собрания музея Академии


Художественная галерея Академии открылась для посещения в 1809 году, а спустя еще пять лет, после падения Наполеона, сюда были возвращены картины, находившиеся в «парижском плену». Галерея, словно магнит, притягивала к себе все новые и новые работы венецианских художников. Их приобретали на аукционах, передавали в дар и даже получали в виде военных репараций (так произошло после окончания Первой мировой войны, когда в Италию вернулись культурные ценности из побежденной Австрии).


venetcy_4.jpg (25817 bytes)
«Тщетность», одна из четырех небольших аллегорий кисти Беллини, хранящихся в музее Академии


Галерея Академии по праву гордится своим собранием картин мастеров эпохи Возрождения. В экспозиции музея находится около двадцати работ самого Джованни Беллини, а также картины его брата Джентиле и отца, Якопо Беллини. Творчество художников-венецианцев представлено в музее гораздо полнее, чем работы других итальянских живописцев. Но при этом здесь можно найти и картины «иногородних» мастеров, каковыми были Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа.

ДРУГИЕ СОБРАНИЯ РАБОТ БЕЛЛИНИ


venetcy_5.jpg (21166 bytes)
Картина Беллини «Дож Ореоло и Феличита Малипьеро»
из собрания музея Коррер.


Работы Беллини представлены во многих венецианских культурных центрах. Одним из лучших собраний работ художника располагает, в частности, музей Коррер, расположенный на площади Сан-Марко. Этот музей посвящен истории и искусству Венеции. Несколько превосходных работ Беллини можно найти также в музее Ка д’Оро (в переводе с итальянского – «Золотой Дом»). Этот музей располагается в готическом дворце XV века на набережной Большого канала. Здание было подарено городу в 1915 году бароном Джорджо Франкетти, а «Золотым Домом» музей называется потому, что самый первый владелец этого дворца покрыл большую часть его фасада позолотой. Некоторые работы Беллини хранятся во Дворце дожей.


venetcy_6.jpg (24425 bytes)
Ка д’Оро, одно из самых красивых венецианских зданий


По материалам «Художественная галерея. Беллини», №74,  2006 г.


Scroll to top