You Are Here: Home » Музеии » Галерея Клоур, Лондон.

Галерея Клоур, Лондон.

Галерея Клоур, Лондон.

Галерея Клоур, Лондон


Мечта Тёрнера о галерее, где будут собраны его работы, воплотилась в жизнь лишь спустя сто лет после его смерти. Такой галереей стала галерея Клоур.


На протяжении всей своей жизни Тёрнер думал о том, как лучше представить свои картины. Он даже открыл частную галерею, чтобы самому организовывать показ своих работ. Художник был озабочен тем, чтобы его картины должным образом экспонировались и после его смерти — соответствующие распоряжения он сделал в завещании. По различным причинам последняя воля Тёрнера не могла быть исполнена на протяжении очень долгого времени. Мечты художника воплотились в жизнь только в 1987 году, когда к галерее Тейт сделали пристройку, где разместилась галерея Клоур.


Галерея Клоур
Галерея Клоур, открывшаяся в 1987 году,
стала местом хранения работ Тёрнера


Свое первое завещание Тёрнер написал в 1829 году. Впоследствии он не раз вносил в него исправления. Два пункта завещания касаются собственно искусства. Во-первых, Тёрнер хотел, чтобы после его смерти был учрежден дом для «бедных и больных» художников, родившихся в Англии. Этот пункт остался невыполненным — родтвенники Тёрнера нашли в законе лазейки, позволившие им обойти его. Второе пожелание живописца сводилось к тому, чтобы его картины были собраны в одном месте. Он завещал свои «законченные картины» Национальной галерее, оговорив, что они должны быть выставлены в «одном зале или залах» (с отдельным названием — «галерея Тёрнера»). В случае неисполнения этого требования в течение десяти лет, работы возвращались в его частную галерею, которую могли бы бесплатно посещать все желающие.


Прописан этот пункт был нечетко и допускал различные толкования. Не так-то просто оказалось определить, какие работы художника можно считать «законченными». Еще больше сложностей возникло в связи с состоянием коллекции. Многие произведения Тёрнера (они хранились в сырой кладовке) оказались испорченными. Отец Рёскина, увидевший эту кладовую, сказал, что она напоминает ему развалины Помпеи.


За два месяца до истечения указанного в завещании Тёрнера срока ряд отобранных картин выставили в двух залах Национальной галереи. Их отделили от остальной экспозиции двумя плакатами, на которых было написано «Галерея Тёрнера». Формально исполнив содержавшиеся в завещании требования, стали искать постоянное место для экспозиции. По специальному акту, принятому Парламентом, часть работ Тёрнера передали провинциальным музеям.


Дальнейшие события развернулись в 1897 году, когда открылась галерея Тейт. Именно в ее залах получили в 1910 году прописку многие полотна Тёрнера. Часть его работ, выполненных на бумаге, хранилась в подвалах галереи и пострадала во время наводнения 1928 года. Чтобы застраховаться от повторения подобных несчастий, эти произведения были переданы на хранение в Британский музей.


Галерея Клоур
Написанная в 1820 году картина Тёрнера с длинным названием
«Вид Рима из Ватикана. Рафаэль в сопровождении Форнарины готовится
к оформлению Ватиканской ложи» выставлена в галерее Клоур


В 1974-75 годах галерея Тейт и Королевская академия организовали совместную выставку, посвященную двухсотлетию со дня рождения Тёрнера. Вновь разбивать коллекцию никому не хотелось. Встал вопрос о необходимости организовать постоянную галерею, посвященную творчеству художника. Претворить эту идею помогло щедрое пожертвование, поступившее от Фонда Клоур в 1980 году. Тогда же приняли решение сделать новую пристройку к галерее Тейт.


Проектировать галерею Клоур взялись Джеймс Стирлинг, Майкл Уилфорд и известная своими архитектурными детищами фирма «Партнерство». Строительство галереи было завершено в 1987 году. Новая галерея расположилась на двух уровнях. На первом этаже имеется восемь залов, где работы художника выставлены по тематическому принципу — «Классический идеал», «Италия и античность», «Венеция». Девятый зал, не имеющий естественного освещения, целиком отведен для акварелей Тёрнера. Помимо картин, в залах экспонируются художественные материалы, с которыми работал художник, и собранные им модели судов. Предполагается, что именно с этих моделей он писал ряд парусников на своих морских картинах.


Галерея Клоур
Картина «Королева Гиневра»,
написанная в 1858 году Уильямом Моррисом,
находится сейчас в галерее Клоур


На втором этаже разместились исследователи творчества Тёрнера. Кроме того, здесь посетители могут познакомиться с целым рядом его работ, не попавших в основную экспозицию.


Галерея Тейт в Интернет


Джозеф Тёрнер в галере Тейт


По материалам «Художественная галерея. Тёрнер», №19, 2005 г.


Scroll to top