You Are Here: Home » Музеии » Галерея Куртольда.

Галерея Куртольда.

Галерея Куртольда.

Галерея Куртольда


Картины Сезанна разбросаны по разным музеям мира. Полнее всего художник представлен в парижском музее Дорсе, где собраны полотна ведущих художников XX века, и в двух российских галереях — московском Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и санкт-петербургском Эрмитаже. В США работы Сезанна имеются в Художественном институте (Чикаго), Фонде Барнса (Мерион, штат Пенсильвания), музее Метрополитен (Нью-Йорк) и Национальной художественной галерее (Вашингтон). В Британии две лучшие сезанновские коллекции находятся в Лондоне — в Национальной галерее и в Галерее Куртольда. Последняя располагает девятью работами Сезанна. Это уникальная галерея — она интересна не только своим собранием, но и личностью того человека, кто её основал.


Галерея Куртольда


Сэмюэль Куртольд родился в 1876 году. Его род восходит к ювелиру Августину Куртольду, переселившемуся в Лондон из Франции приблизительно в 1690 году. Он бы гугенотом, которые в те времена преследовались во Франции католиками. В начале XIX века новым семейным бизнесом стало шелкоткачество. Спустя век фирма Куртольдов резко пошла в гору после приобретения лицензии на производство искусственного шёлка.


Окончив школу, Сэмюэль Куртольд изучал новейшие ткацкие технологии во Франции и Германии, а по возвращении домой в1901 году работал управляющим одной из семейных фабрик. С 1908 года он — главный управляющий всех фабрик, с 1915 года — член совета директоров, с 1921 года — президент компании «Куртольдз Лимитед». Этот пост он сохранял за собой четверть века.


Удачливый промышленник, Куртольд скопил огромное состояние.
Любовь к искусству проснулась в нём только после свадебного путешествия в Италию в 1901 году. Позже он вспоминал: «Старые мастера запали мне в душу, и я понял, какой силой обладает искусство, если высочайшее мастерство соединяется в нём с самой жизнью».


Куртольд сохранил интерес к искусству Ренессанса на всю жизнь, что не помешало ему быть необыкновенно чутким и по отношению к современной живописи. В частности, это касается Сезанна — он открыл его для себя в мае 1922 года, посетив выставку современного французского искусства в Клубе изящных искусств в Берлингтоне. Полотно Сезанна «Окрестности Эстака», которое Куртольд там увидел, очаровало его.


Именно в это время он всерьёз занялся коллекционированием картин, в течение нескольких лет приобретя работы практически всех видных импрессионистов и постимпрессионистов.


Куртольд не придавал значение чужим оценкам, не прислушивался к чужому мнению, полагаясь лишь на собственную художественную интуицию. Единственным человеком, с которым он советовался, была его жена. Прежде чем купить картину, он любил немного подержать её у себя.


После 1930 года Куртольд покупал сравнительно немного картин. Им овладела другая страсть: поделиться своей радостью ценителя искусств с другими людьми. Желание было актуальным — художники, чьё творчество восхищало Куртольда, были очень бедно представлены в британских художественных галереях. Чтобы сделать живопись импрессионистов и постимпрессионистов более доступной для широкой публики, Куртольд пожертвовал Галерее Тейта 50 000 фунтов стерлингов — на эти деньги Галерея приобрела 23 картины.


Куртольд был щедр и по отношению к живым художникам. В 1925 году он помог своему другу, экономисту Джону Мейнарду Кейнсу, основать Лондонскую Ассоциацию художников, которая стала выплачивать небольшое, но регулярное пособие художникам и скульпторам. В 1920-е годы у Куртольда выкристаллизовалась идея организации первого в истории Британии центра по изучению истории искусства. В 1928 году он начал переговоры на этот счёт с Лондонским университетом, а в 1931 году новый институт был официально открыт. У института на первых порах отсутствовало постоянное помещение, но после смерти своей жены Куртольд передал ему свой лондонский дом (прекрасное здание XVIII века, созданное по проекту Роберта Адама) в аренду на 50 лет. Кроме того, институт получил от него большую часть его коллекции и 70 000 фунтов стерлингов на строительство галереи, где бы это собрание хранилось. Открытия своего детища, состоявшегося в 1958 году, Куртольд, к сожалению, не увидел — он скончался в 1947 году. Хотя новая галерея стала одним из самых уютных выставочных залов Лондона, большим неудобством было то, что коллекция Куртольда оказалась отделённой от его института. Ситуация обострилась ближе к 1980 году с истечением срока аренды здания на Портмен Сквер. Проблема счастливо разрешилась, когда освободилось северное крыло Сомерсет-хауса. Это величественное здание было построено в XVIII веке сэром Уильямом Чемберсом. Его северное крыло превышало по площади помещения, где размещались раньше как Институт Куртольда, так и им основанная галерея. Они переехали сюда в 1989-90 года, впервые в своей истории встретившись под одной крышей. Постепенно за ними закрепилось одно название — Галерея Куртольда.


Сайт в Интернет


А. де Тулуз Лотрек в галерее Куртольда


По материалам «Художественная галерея. Сезанн», №8, 2004 г.


Scroll to top