Государственный художественный музей им.А.Н.Радищева, Саратов
Государственный художественный музей им.А.Н.Радищева, Саратов
Государственный художественный музей им.А.Н.Радищева, Саратов
Первые работы В.Борисова-Мусатова поступили в саратовский Радищевский музей спустя пять лет после смерти художника от его вдовы. В настоящее время музей обладает одним из лучших мусатовских собраний.
Так сложилось, что большинство произведений В.Борисова-Мусатова «собрались» в московской Третьяковской галерее. Благодаря стараниям В.Серова, первые произведения Третьяковка приобрела у художника еще при его жизни. Эта собирательская работа продолжилась на посмертной выставке художника 1907 года. Существенно пополнилось собрание галереи в конце 1920-х годов – после централизованной передачи ряда произведений из Государственного музейного фонда.
Фасад художественного музея им. А.Н.Радищева
При этом есть музей, который тоже может гордиться солидной коллекцией работ художника. Немаловажно, что находится он на его родине, в Саратове. Это знаменитый музей им. А.Н.Радищева, один из крупнейших в России.
История Радищевского музея любопытна и поучительна. Идея его создания принадлежала известному художнику А.П.Боголюбову (1824-1896), внуку великого Радищева. «Мысль об учреждении музея и школы в родном моем Саратове меня всегда занимала, — записывал он в дневнике, — тем более, что дед мой, известный литератор екатерининского времени, был саратовским помещиком и дворянином… Я хотел, — продолжал он, -= оставить по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя деда. С другой стороны, я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все имущество отдавать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества».
Один из залов музея
Боголюбовский проект вызвал горячее одобрение передвижников. «Поддержать и развить искусство, — формулировал общее мнение Репин в письме к В.Стасову, — может только одно: народные музеи, которые следует основать во всех больших городах».
Долгая борьба Боголюбова за музей увенчалась успехом. 29 июня (11 июля – по новому стилю) 1885 года музей – под названием «Радищевского», которое все-таки, несмотря на его «революционность» отстоял художник, — открылся в специально построенном для него здании. В основу коллекции легло подаренное музею собрание А.Боголюбова – картины, книги и рукописи, мебель, фарфор, этнографические и археологические экспонаты. Позднее коллекция пополнилась поступлениями из Императорского Эрмитажа, Академии художеств от Товарищества передвижных художественных выставок.
«Девушка на балконе» (1900) Борисова-Мусатова,
хранящаяся в Радищевском музее, несет на себе
все основные черты зрелого стиля мастера.
Боголюбов продолжал помогать своему детищу. Он настаивал на открытии при нем рисовальной школы – эта школа начала работать спустя три месяца после смерти художника, который завещал музею все свое имущество и нажитый капитал (две тысячи рублей).
Радищевский музей стал первым провинциальным общедоступным художественным музеем – на него равнялись энтузиасты, организовывавшие такие же музеи в Пензе, Нижнем Новгороде и других российских городах. С самого начала в его залах были представлены произведения выдающихся художников – В.Поленова, Ф.Васильева, В.Васнецова, И.Крамского, И.Репина. Разумеется, небольшое собрание не позволяло дать полную картину развития мирового искусства. Ситуация кардинально изменилась в 1920-е годы, когда в процессе централизованного «перераспределения» национализированных художественных ценностей в Саратов «переехало» множество произведений русских и зарубежных мастеров. Именно тогда родилась научно обоснованная музейная экспозиция.
Эмоциональный «Портрет Нади Репиной» (1881)
кисти И.Репина имеет и другие названия —
«Девочка в розовом», «Больная девочка».
За прошедшие с момента рождения музея 120 лет коллекция музея выросла в десять раз (с двух тысяч до двадцати тысяч единиц хранения). Сегодня художественный музей им. А.Н.Радищева – это огромный художественный комплекс с сетью филиалов. Среди последних – дома-музеи В.Борисова-Мусатова и П.Кузнецова в Саратове, К.Петрова-Водкина в Хвалынске.
Дом-музей (в перспективе Музей-усадьба) В.Борисова-Мусатова открылся в апреле 2000 года, когда отмечалось 130-летие со дня рождения художника, — открылся в том самом флигеле на Плац-параде, где он долгое время жил и творил. Еще в 1912 году П.Кузнецов так прокомментировал сделанные им по просьбе В.Станюковича фотографии этого флигеля: «Дом прекрасный и удобный был для его вдохновения». Предназначенный к сносу в 1970-е годы, он был спасен стараниями энтузиастов. Сейчас идет речь о присоединении к Дому-музею двухэтажного саратовского дома Мусатовых и восстановлении в полном объеме городской усадьбы Мусатовых.
А.П.БОГОЛЮБОВ
Этот «Портрет А.П.Боголюбова»
написан И.Репиным в 1882 году.
Трепетно хранивший память о своем великом деде, Алексей Петрович Боголюбов прожил долгую яркую жизнь. В молодости морской офицер, он окончил с золотой медалью Академию художеств и был назначен художником Главного морского штаба. По поручению Александра II создавал живописную историю петровских морских баталий. Будучи членом правления Товарищества передвижных художественных выставок, активно участвовал в работе ТПХВ. По состоянию здоровья был вынужден долго жить во Франции – в это время в его мастерской образовался целый кружок молодых живописцев
Страниц: 1 2