You Are Here: Home » Музеии » Государственный художественный музей, Нижний Новгород

Государственный художественный музей, Нижний Новгород

Государственный художественный музей, Нижний Новгород

Государственный художественный музей,
Нижний Новгород


Творческое наследие Саврасова довольно сильно разобщено. В частности, несколько его замечательных работ хранится в Нижнем Новгороде.

В силу специфики российской жизни XX века наши художественные сокровища оказались сосредоточены в двух крупнейших собраниях — московской Третьяковской галерее и петербургском Русском музее. Какого бы художника мы ни взяли, его творческий путь без труда можно проиллюстрировать работами из этих собраний — все крупнейшие работы, как правило, хранятся именно в них. С Саврасовым ситуация несколько сложнее. Долгое «бродяжничество» художника имело свою оборотную сторону — множество его картин оказалось в руках частных владельцев, и за век с лишним, прошедший со смерти живописца, ситуация мало изменилась — по-прежнему ряд его выдающихся картин «прописан» в частных собраниях. Более того, исследователи саврасовского творчества не скучают — чуть ли не ежегодно они сталкиваются с ранее неизвестными его вещами, которые идентифицируются с привлечением средств соответствующего анализа. Есть и еще один нюанс — почему-то так произошло, что в пору централизованного распределения художественных «единиц» особенно популярным среди тех, кто этим занимался, стал Саврасов. В результате сегодня практически нет города на карте бывшего Советского Союза, где бы мы не обнаружили ту или иную саврасовскую работу. География тут очень обширна — от Ханты-Мансийска до Ташкента и от Барнаула до Одессы.


nnov_1.jpg (31363 bytes)
Фасад дома, в котором разместился Нижегородский художественный музей.


Каким-то музеям повезло, и в их распоряжении оказались не проходные вещи мастера, коих он написал немало, а истинные шедевры. Среди этих музеев — и Нижегородский государственный художественный музей.


У него — уже довольно серьезная история, насчитывающая более века. Идеи, касающиеся его создания, носились в Нижнем Новгороде с 1880-х годов, но получили свое реальное воплощение лишь после того, как в Нижнем Новгороде решили провести в 1896 году Всероссийскую художественно-промышленную выставку. Главными инициаторами организации музея были уроженцы нижегородской земли — профессор Академии художеств Н.Кошелев и художник А.Карелин. Власти, ждавшие тогда в гости императорскую семью, поддержали их инициативу, предложив, со своей стороны, объединить с новым художественным музеем уже существовавший в Нижнем Новгороде исторический музей.


nnov_2.jpg (24026 bytes)
Один из залов музея.


Специально под него переоборудовали Дмитровскую башню Нижегородского Кремля, и в конце июня 1896 года музей распахнул свои двери. Одними из первых его посетителей стали император Николай II и императрица Александра Федоровна. Экспозиция   формировалась  на общественных началах и в основном была составлена из присланных в дар картин. В качестве зрителей выступили петербургская Академия художеств, художники А.Боголюбов, К.Маковский, А.Рябушкин, Н.Рерих и др. Массовое и целенаправленное «расширение» коллекции происходило в советские годы, когда в музей поступили произведения искусства из национализированных усадеб и особняков нижегородских «достаточных» граждан. Чуть позже собрание, на глазах принимавшее регулярный характер , пополнилось путем передачи ряда картин из центральных музеев. В 1921 году в Нижнем Новгороде хотели организовать Музей живописной культуры, для которого были отобраны полотна русских авангардистов (И.Машков, Н.Гончарова, М.Ларионов, П.Кончаловский, А.Лентулов, О.Розанова и др.). Новый музей не состоялся, а эти картины достались художественному музею. Сейчас его собрание русского авангарда считается одним из самых представительных в России.


nnov_3.jpg (23251 bytes)
Принадлежащий музею «Зимний пейзаж» А.Саврасова датируется 1871 годом, то есть относится к эпохе
расцвета его творчества.


В 1934 году произошло разделение объединенного художественно- исторического музея.


За свою жизнь Нижегородский художественный музей немало попутешествовал — к 1912 году стало ясно, что Дмитровская башня Кремля не слишком пригодна для хранения живописных работ, и музей перебрался в здание Дворянского собрания. В 1918 году мы уже обнаруживаем его обосновавшимся в особняке М.Рукавишникова. 1924 годом датируется новое перемещение — на этот раз в бывший особняк городского головы Д.Сироткина на Верхне-Воложской набережной, возведенный в начале XX века по проекту знаменитых братьев Весниных. В этом доме музей обитает и сейчас. В 1992 году ему передали еще одно легендарное здание — дом военного губернатора в Кремле.


nnov_4.jpg (24058 bytes)
Музей гордится замечательным портретом И.Репина
«Мужичок из робких» (1877). «Как чудесно схвачен этот тип, — писал о нем В.Стасов, — какою могучею, здоровою и
правдивою кистью он передан!»


В настоящее время музейное собрание включает в себя более 8000 экспонатов. В музее ведется активная научная работа, проводятся многочисленные выставки, встречи, читаются лекции по истории изобразительного искусства.


ПОДАРКИ ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ


nnov_5.jpg (27206 bytes)
«Русская Венера» (1926) Б.Кустодиева — последняя большая работа художника, вобравшая в себя лучшие черты
его художественного мира.


М.Горький был связан с Нижним Новгородом множеством уз, не случайно в советскую эпоху город носил его имя. К Нижегородскому художественному музею он имел самое прямое отношение

Страниц: 1 2

Scroll to top