Государственный музей Крёллер-Мюллер.
Государственный музей Крёллер-Мюллер.
Государственный музей
Крёллер-Мюллер
Наследница владельца голландской судоходной компании собрала одну из любопытнейших в Европе коллекций современного искусства.
Небольшие шедевры Сёра разбросаны по всему миру. Две самых знаменитых его работы находятся в Институте искусства в Чикаго («Гранд-Жатт») и лондонской Национальной галерее («Купание в Аньере»). Неплохим собранием полотен Сёра отличается музей д’Орсэ в Париже. Но самая полная коллекция его картин прописана в Голландии, в музее Крёллер-Мюллер. Она содержит пять полотен Сёра: четыре нормандских марины и знаменитый «Канкан».
Главный вход в музей Крёллер-Мюллер в Оттерло.
Именно здесь хранится знаменитый «Канкан» Сёра.
Музей был создан по инициативе страстной собирательницы произведений искусства Элен Крёллер-Мюллер (1869-1939). Урожденная Элен Мюллер, дочь судовладельца из Роттердама Вильгельма Генриха Мюллера, в 1888 году вышла замуж заАнтона Крёллера. После женитьбы он стал партнером в семейном бизнесе, а позже был членом Консультативного совета голландского министерства торговли и промышленности. В юности Элен коллекционировала фаянс. На живопись она обратила внимание после знакомства с Хендриком Бреммером (1871-1956), одним из ведущих голландских искусствоведов.
Под его влиянием Элен заинтересовалась художниками конца XIX века. Бреммер сам был живописцем, и в настоящее время в музее хранятся три его работы: два натюрморта и пейзаж. Любопытно, что картины Бреммера написаны в пуантилистской манере. Приблизительно в 1907 году миссис Крёллер-Мюллер решила обзавестись собственной коллекцией живописи.
Ее первыми приобретениями стали несколько пейзажей мастеров Гаагской школы, а в 1908 году Элен удалось купить настоящий шедевр — «Подсолнухи» Ван Гога. С этого момента ее собрание быстро расширяется. Если первый его каталог 1917 года включал 408 картин и рисунков, то уже к 1921 году собрание насчитывало 1011 произведений искусства.
«Воскресенье. Пор-ан-Бессен» (1888).
Одна из марин Сёра из коллекции музея
Элен сформулировала и его основной принцип. Коллекция произведений живописи Крёллер-Мюллер должна была «соответствовать ее времени и ее собственному мироощущению», отражая «ее представления о гармоничном, классическом и духовном в искусстве». На деле сердцевину коллекции составили произведения Ван Гога. Музей располагает 278 его работами, выполненными в различной технике, и по полноте это собрание уступает только Музею Ван Гога в Амстердаме. Кроме этого, музей обладает работами символистов, постимпрессионистов французской школы, кубистов и т.д. Последние появились в собрании в 1920-х годах, когда Элен начала покупать картины у братьев Розенберг в Париже. Сама она считала, что ей удалось приобрести практически все наиболее ценные работы представителей названных течений. Собирательница очень сожалела о том, что в ее коллекции нет работ Сезанна, и предпринимала попытки заполучить коллекцию ван Блаадерена, пока та не покинула Голландию. Похожие сожаления касались и футуристов. Отсутствие в коллекции работ немецких экспрессионистов было принципиальным решением Элен.
Проектирование и сооружение галереи для солидного художественного собрания растянулось на годы. Между 1909 и 1917 годами семья Крёллер-Мюллеров купила парковый участок, где и расположился новый музей. В 1912 году Крёллер-Мюллеры предложили Людвигу Майсу ван дер Роге (1886-1969), молодому протеже известного немецкого архитектора и дизайнера Петера Беренса, разработать проект совмещенного с галереей жилого дома. Ван дер Роге выполнил работу, но к этому времени Бреммер уже посоветовал Элен перепоручить проектирование Хендрику Берлаге. Однако и эти переговоры закончились ничем.
Скульптура «Оттерло» (1960-1961) Марты Пэн
поставлена перед галереей для скульптур.
В ее богатую коллекцию входят, в частности,
работы Огюста Родена и Генри Мура.
Наконец, в 1921 году за проектирование взялся Анри ван де Вельде, бельгийский архитектор, живший тогда в Швейцарии. «Бывают странные сближенья…» Ван де Вельде в молодости сам был художником. В свое время он представлял свои работы на той самой выставке «Группы двадцати» 1887 года, где экспонировалась и картина Сёра «Гранд-Жатт». Живописец некоторое время жил под впечатлением, полученным от этой работы Сёра, и даже сам писал в неоимпрессионистической манере. Свои работы он выставлял и с «Группой двадцати», и в Салоне независимых, а после 1891 года пытался совместить пуантилизм с линейной манерой Ван Гога.
Ван де Вельде с энтузиазмом взялся за дело, но его проекты музея Крёллер-Мюллер оставались на бумаге из-за недостатка средств. Наконец, в 1926 году их окончательно положили на полку. А архитектор уехал в Бельгию. В 1928 году художественная коллекция Элен Крёллер-Мюллер была передана государству с условием, что правительство профинансирует постройку музея для нее. Пришел час для реализации идей ван де Вельде. Работа закипела.
Музей открыли для посетителей 13 июля 1938 года, но его строительство продолжалось еще долгие годы. Последние элементы проекта ван де Вельде (галерея для скульптур и конференц-зал) облеклись в архитектурную плоть лишь к 1953 году.
По материалам «Художественная галерея. Сёра», №20, 2005 г.