You Are Here: Home » Художники » Гюстав Курбе. «Купальщицы».

Гюстав Курбе. «Купальщицы».

Гюстав Курбе. «Купальщицы».

Гюстав Курбе


«Купальщицы»


Гюстав Курбе: жизнь и творчество


Гюстав Курбе в музеях


Гюстав Курбе: литература









Гюстав Курбе

«Купальщицы». 1853 г.
Холст, масло. 227х193 см.
Музей Фабра, Монпелье.
 

Эта картина, впервые выставленная в Салоне 1853 года, вызвала всеобщее негодование. В частности, императрица Франции сказал, что тело изображенной на картине женщины напоминает лошадиный круп, а сам Наполеон III, осматривавший экспозицию, в раздражении ударил полотно своим хлыстом.


«Купальщицы» нарушали сразу несколько принятых правил «хорошего тона». Во-первых, женщина была написана слишком реалистично. До появления «Купальщиц» обнаженная женская фигура могла прнинадлежать лишь мифологическому персонажу. Во-вторых публику рассердили сами позы женщин. До этого времени большинство выставлявшихся в Салоне картин такого рода были хотя бы номинально мотивированы каким-то сюжетом. На картине Курбе ожидание события связано с руками обнаженной. Ее поза напоминает позу, характерную для Марии Магдалины («не прикасайся ко мне») при ее встрече с воскресшим Христом возле Его гробницы. Однако в данном контексте такая трактовка представляется невозможной и кощунственной, и создается впечатление, что сюжет в картине вообще отсутствует.


Шокирующий реализм
Гюстав Курбе
















Гюстав Курбе

1. Вытянутая рука купальщицы обещала зрителю какой-то сюжет, но на картине ровным счетом ничего не происходило, и посетители покидали Салон, чувствуя себя обманутыми. 

 


Гюстав Курбе

2. В живописи того времени не допускалась откровенная нагота. Многих зрителей возмутили не очень чистая накидка на бедрах женщины, и особенно грязные ноги сидящей героини.

 


Гюстав Курбе

3. Техническое мастерство художника  (при всех высказанных претензиях) не подвергалось сомнению. Всеобщее восхищение вызвал виртуаозно написанный пейзаж, а также деталь картины, напоминающая натюрморт со свернутой в узелок одеждой.

 


Гюстав Курбе

4. Обнаженная женская фигура должна обладать классическими пропорциями — вот незыблемое правило, к которому привыкли посетители Салона. Всякое искажение пропорций воспринималось как гротеск. Один из критиков заметил, что при виде такого тела даже крокодил лишился бы аппетита.

 


По материалам «Художественная галерея. Гюстав Курбе». №17, 2004.


Scroll to top