Художественная галерея Хантера, Глазго — Импрессионизм
You Are Here: Home » Музеии » Художественная галерея Хантера, Глазго

Художественная галерея Хантера, Глазго

Художественная галерея Хантера, Глазго

Художественная галерея Хантера, Глазго


Эта шотландская галерея обладает одним из самых больших в мире собраний работ Уистлера. Помимо картин, в него входят многочисленные рисунки художника.

Художественная галерея Хантера является подразделением университета шотландского города Глазго. Коллекцию картин и рисунков Уистлера подарила галерее Розалинда Бирни Филипп, свояченица Уистлера.


glasgo_1.jpg (28777 bytes)
Внешний вид художественной галереи Хантера


Свои имя галерея получила в честь доктора Уильяма Хантера (1718-1783), одного из ведущих врачей-хирургов своего времени. Уже в 14 лет он поступил на медицинский факультет университета в Глазго. Позже он продолжил учебу в Эдинбурге и Лондоне, где вскоре ему поручили читать лекции по хирургии и анатомии. Несмотря на открывавшуюся перед ним академическую карьеру, Хантер неожиданно оставил преподавание и в 1748 году начал работать акушером в одном из родильных домов Лондона.

В 1764 году Уильям Хантер поступил на службу к королеве Шарлотте – в качестве придворного врача-педиатра. Чуть позже, в 1767 году, он стал членом Королевского медицинского общества, а в 1768 году – профессором только что открывшейся Королевской медицинской академии. В те же годы Хантер задумался о создании собственного музея.


glasgo_2.jpg (25188 bytes)
Интерьер галереи


Поначалу Хантер коллекционировал предметы, имеющие отношение к медицине, но вскоре круг его интересов расширился, и коллекция стала пополняться медалями, раковинами, редкими книгами и монетами. Хантер оказался страстным собирателем. Один из коллекционеров-конкурентов вспоминал о том, как Хантер скупал монеты: «Бог мой! Это был совершенно одержимый человек. Однажды он сказал мне, что будет рад, если я разорюсь. Ведь тогда мне не останется ничего другого, как продать ему мои старинные греческие монеты!»

В завещании Хантер назначил наследником своего племянника – с условием, что спустя 20 лет его коллекция должна перейти в распоряжение университета Глазго. Последняя воля покойного была исполнена. Музей Хантера открылся в 1807 году, став первым публичным музеем в Шотландии.


glasgo_3.jpg (18042 bytes)
«Гармония в красном: Свет лампы» (1884-86),
портрет жены Уистлера Беатрисы Гудвин.


О том, насколько разносторонними были интересы Хантера, свидетельствует собранная им коллекция редкостей, которую можно увидеть в музее, носящем его имя. Жемчужина собрания – насчитывающая более 30000 экземпляров коллекция монет.

В последующие годы музей неоднократно получал в дар коллекции от других бывших студентов университета. Когда картин и гравюр накопилось достаточно много, университет построил для них новую художественную галерею. Эта галерея тоже носит имя Хантера. Выдержанное в современном стиле здание галереи возводилось по проекту сэра Уильяма Уайтфилда и было закончено в 1981 году.

Собрание картин, хранящихся в галерее, удовлетворяет вкусам самых разных посетителей. Здесь можно увидеть работы Пикассо, Рембрандта, Дюрера и многих других известных художников. Наиболее полно представлено творчество шотландских художников XIX-XX вв. Среди этих работ выделяются картины группы уроженцев Глазго. Эта группа сложилась в 1880-х годах, и большинство ее членов испытали сильное влияние манеры Уистлера. Стараниями одного из них, Э. Уолтона, в Глазго даже организовали выставку работ Уистлера.


glasgo_4.jpg (25931 bytes)
«Осенний рассвет» (1884) кисти Э.Уолтона.


Кстати, именно по рекомендации Уолтона Торговая корпорация Глазго заказала в 1891 году Уистлеру портрет Томаса Карлейля. Это был первый заказ, полученный Уистлером от общественной организации, и он настолько польстил ему, что впоследствии его наследница (Розалинда Бирни Филипп) решила передать картины и рисунки художника не куда-нибудь, а именно в университет Глазго.

Собрание работ Уистлера в художественной галерее Хантера обширно, но не слишком представительно. Да, в галерее можно увидеть многочисленные наброски и рисунки художника, позволяющие проследить процесс создания той или иной композиции, но почти все они относятся к позднему периоду творчества Уистлера. Практически все ранние работы мастера разошлись по рукам частных коллекционеров после разорительного для него суда с Джоном Рескином. Помимо рисунков и набросков, в галерее есть несколько поздних картин Уистлера, среди которых выделяется портрет его жены Беатрисы «Гармония в красном: Свет лампы» (1884-1886).

ЧАРЛЗ РЕННИ МАКИНТОШ

Один из самых посещаемых в галерее Хантера залов посвящен творчеству Чарлза Ренни Макинтоша (1868-1928). Макинтош был прекрасным архитектором, дизайнером и художником-акварелистом. В качестве архитектора он прославился тем, что предложил свою собственную версию архитектурного стиля «ар нуво», в котором простые геометрические формы сочетались с плавными изгибами. Шедеврами Макинтоша считаются построенное по его проекту здание Художественной школы в Глазго (1897-1899) и четыре чайных комнаты.


glasgo_5.jpg (23203 bytes)
Гостиная-мастерская Макинтоша. Все детали интерьера были вывезены из дома архитектора перед его сносом в 1963 году.


Работы Макинтоша получили широкое признание во всей континентальной Европе – но, по иронии судьбы, не на его родине. Это вынудило мастера покинуть Англию и поселиться во Франции. Музей в Глазго постарался восполнить эту историческую несправедливость и воздать – пусть и с запозданием – по заслугам своему талантливому соотечественнику

Страниц: 1 2

Scroll to top