Музей Фабра, Монпелье.
Музей Фабра, Монпелье.
Музей Фабра, Монпелье
Среди провинциальных французских музеев наиболее интересной коллекцией работ Курбе располагает музей Фабра.
Большая часть художественного наследия Курбе хранится сейчас во французских музеях. Несмотря на нескончаемую войну художника с властями при жизни, его вклад в развитие национального искусства в современной Франции общепризнан.
Интересное собрание работ Курбе находится на родине художника. Лувр предоставил несколько его полотен музею изобразительных искусств в Безансоне, городе, находящемся в непосредственной близости от места рождения художника. Среди них можно выделить картину «Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки в Орнане», на которой изображен отец художника. Сестра Курбе Жюльетта преподнесла в дар музею Гюстава Курбе в Орнане две картины брата. Эти полотна — «Автопортрет в тюрьме» и «Вид Шильонского замка» — были написаны художником в годы его изгнания, в Швейцарии.
Однако наиболее интересным является собрание работ Курбе в Монпелье. Здесь находится музей Фабра, где хранится коллекция картин, собранных другом Курбе, известным меценатом Альфредом Брюйа. Брюйа познакомился с художником в 1853 году. Ранний туберкулез сделал Брюйа нервным, подверженным ипохондрии человеком, но Курбе всегда умел найти нужные слова утешения в своих письмах к другу. Брюйа любил свои изображения, о чем свидетельствуют 34 портрета, заказанных им разным художникам. Среди этих портретов четыре принадлежат кисти Курбе.
Внушительный фасад музея Фабра,
расположенного в историческом центре Монпелье
С 1868 по 1876 годы Брюйа был директором музея Фабра, и большая часть его пожертвований музею приходится именно на этот период. Помимо портретов владельца, в коллекции Брюйа находились и другие работы Курбе, в том числе «Купальщицы», один из лучших автопортретов художника («Мужчина с трубкой»), «Спящая пряха» (написанная с одной из сестер Курбе) и «Морской пляж в Палавасе». На последнем полотне изображен сам живописец, характерным жэестом приветствующий Средиземное море. Курбе, всегда отличавшийся самоуверенностью, писал своему другу: «Голос моря оглушает, но не так, как голос Судьбы, триумфально разносящий мое имя по всему миру».
Для картины «Спящая пряха» (1853)
Курбе позировала одна из его сестер.
Уютный и красивый музей города Монпелье назван в честь художника Франсуа Ксавьера Фабра (1766-1837). Он был учеником одного из виднейших представителей классицизма Жака Луи Давида (1748-1825). Победив на престижном конкурсе молодых художников в Риме (1787), Фабр долго путешествовал по Италии, что совпало по времени с Великой Французской революцией. На родину художник возвратился только после падения Наполеона.
Фабр был своим человеком в великосветских кругах. Он дружил с графиней ОЛбани и графом Витторио Альфиери, ее любовником. После ранней смерти последнего в 1803 году Фабр занял его место в будуаре графини. В 1824 году она умерла, и художник получил в наследство все владения графини Олбани и графа Альфиери, в том числе большую коллекцию картин. Возвратившись в 1826 году в Монпелье, Фабр подарил родному городу значительную часть этой коллекции. Музей в Монпелье существовал с 1798 года, основу его экспозиции составляли картины, конфискованные в ходе революции. В благодарность за щедрый дар музею было присвоено имя художника.
Курбе очень любил наблюдать игру света на воде
и написал целый ряд морских пейзажей.
На полотне «Морской пляж в Палавасе» (1854) изображен
сам художник, приветствующий рукой Средиземное море.
Музей размещается в красивом здании, построенном в 1775 году на месте бывшей гостиницы. В 1654-1655 годах здесь давала представления театральная труппа Мольера (1622-1673). На этой же улице расположена еще одна бывшая гостиница, являющаяся теперь филиалом музея. В филиале хранятся украшения времен Второй империи, старинная мебель и произведения прикладного искусства.
Картина Фредерика Базиля «Туалет» была написана в 1870 году.
Это был последний год жизни художника —
чуть позже он погиб на франко-прусской войне.
Музей Фабра славится своей коллекцией французской живописи XIX века. Помимо пожертвований, сделанных Брюйа, музей получил в дар картины от двух других местных уроженцев, художников Александра Кабанеля (1823-1889) и Фредерика Базиля (1841-1870). Последний был одним из основоположников импрессионизма и, вне всякого сомнения, мог бы достичь вершины славы, если бы не погиб в ходе франко-прусской войны.
АЛЬФРЕД БРЮЙА
«Портрет Альфреда Брюйа» кисти Курбе
Страстный собиратель живописи, Брюйа был меценатом Курбе и подарил отличную коллекцию работ художника музею Фабра. Он родился в Монпелье в 1821 году в семье богатого банкира. Интерес к живописи зародился у Брюйа еще в юности, во время его поездки в Италию. После этого он занялся коллекционированием картин и решил финансово поддерживать талантливых художников. Именно Брюйа убедил заняться живописью Фредерика Базиля, впоследствии известного импрессиониста. Познакомившись с Полем Гаше (1828-1909), когда тот изучал в Монпелье медицину, Брюйа сумел разжечь в нем интерес к современной живописи. Позже Гаше стал очень известным врачом-психиатром
Страниц: 1 2