You Are Here: Home » Музеии » Музей Гюстава Моро

Музей Гюстава Моро

Музей Гюстава Моро

Музей Гюстава Моро


Расположенный в доме, где более пятидесяти лет прожил Моро, этот музей дает представление не только о творчестве художника, но и о той обстановке, в которой изо дня в день работал «парижский отшельник».


Музей Гюстава Моро можно смело назвать одним из самых необычных парижских музеев. Здесь собрано более 14000 экспонатов, включая картины, наброски, незаконченные полотна, письма и личные вещи художника, так что посетители могут окунуться в атмосферу творческого процесса мастера. Даже спустя десятилетия, когда почти все работы Моро были описаны и занесены в каталоги, смотрители музея то и дело совершали открытия: например, были обнаружены не развернутые с момента смерти художника полотна, найдены документы и письма, приподнявшие завесу с той тайны, которой окружил себя Моро.


moro_1.jpg (30268 bytes)
Фасад Музея Гюстава Моро


В этом доме художник прожил более полувека, получив его в наследство от отца в 1852 году. В то время район, где стоит дом, считался пригородом Парижа, его только начали расстраивать. Однако это место всегда привлекало художников, Делакруа и Деларош жили здесь, и даже прозвали район Новыми Афинами.


В начале 1890-х годов Моро задумал превратить двухэтажный особняк, построенный в неоклассическом стиле, в музей, где он соберет вместе сотни своих работ, скопившихся за 40 плодотворных лет. Показывая расположение комнат архитектору Данвилю, приглашенному для перестройки дома, Моро так объяснял замысел: «Я не настолько глуп, чтобы преувеличивать значение своих работ. Но я очень люблю их, они очень дороги мне, потому и возникло желание сохранить картины для тех, кто придет после того, как я покину этот мир». Художник попросил Данвиля перепланировать дом таким образом, чтобы в нем можно было не только устроить музей, но и жить, и подчеркнул, что после смерти матери он стал неприхотлив и готов довольствоваться минимальными удобствами. В завещании, составленном Моро в 1897 году, он выражал надежду, что труд его по созданию музея будет оценен: «Я полагаю, что переданный во владение государства музей позволит посетителям оценить масштаб проделанной художником работы и вложенные в нее усилия». Конечно, это большое дело стало для Моро подведением жизненных итогов.


moro_2.jpg (27587 bytes)
Витая лестница, ведущая из расположенной
на первом этаже мастерской в галерею


Чтобы не мешать Данвилю, в мае 1895 году Моро на время переехал в снятую неподалеку квартиру. Тем временем архитектор, следуя пожеланиям художника, перестроил здание так, что получилось две просторные галереи. Через год Моро вернулся в свой дом и приступил к оформлению экспозиции, которая подбиралась в основном из вариантов картин, так как подлинники были давно проданы в частные собрания.


Он успел разметить положение двух больших оригинальных полотен — «Моисей, спасенный из реки Нил» и «Галатея». В галереях Моро расставил дюжины мольбертов, на которых закрепил свои незаконченные работы, включая «Женихов Пенелопы», с явным желанием все-таки завершить их. Сам Моро занял несколько комнат на первом этаже. Сегодня в бывшей спальне художника также развешены картины — на них изображена верная спутница Моро, Александрина Дюре. В столовой комнате выставлены гравюры и репродукции с работ Моро, находящих0ся в частных коллекциях. Кроме того, в доме Моро можно увидеть произведения его любимых друзей, в том числе рисунки Шассерио и Дега.


moro_3.jpg (28636 bytes)
Полотна Моро из цикла «Жизнь человечества»


Прошло почти пять лет со дня смерти художника, пока 14 января 1903 года не состоялось открытие Музея Моро. Нужно заметить, что поначалу власти с большой осторожностью отнеслись к экспозиции с таким количеством незаконченных работ и согласились принять музей на свой баланс лишь после того, как наследник Моро, Анри Рапп, внес в казну 470000 франков.


moro_4.jpg (28139 bytes)
В коллекции музея находится и эта гравюра Рембрандта
«Пожилой человек в кресле».


В наши дни Музей Гюстава Моро тем и уникален, что большинство выставленных здесь картин находится как бы в процессе создания, на некоторых оставлены значительные по размеру незакрашенные участки холста, представлены черновые не рассчитанные на посторонний взгляд эскизы и наброски (например, к полотну «Ясон и аргонавты»). Именно при этой незавершенности возникает странное ощущение: кажется, что художник присутствует — незримо — где-то рядом, стоит ему вернуться — и он продолжит работу.


Жорж Руо: первый смотритель музея


В 1903 году Жорж Руо (1871-1958), любимый ученик Моро, был назначен первым смотрителем Музея Гюстава Моро. Выбрать более достойного для этой должности человека было невозможно. Учителя и ученика связывала крепкая дружба. Самые известные ранние картины Руо — «Саломея» и «Орфей» — стали его данью памяти наставнику.


moro_5.jpg (24967 bytes)
Акварель Руо «Девушка с зеркалом» можно считать характерным образцом раннего творчества художника


Смерть учителя привела Руо к депрессии, которая закончилась в 1902 году совершенно непредвиденно: Руо резко изменил свои интересы в живописи, он отказался от мифологических и библейских сюжетов, а принялся писать клоунов, акробатов и проституток.


В 1910 году Руо оставил пост смотрителя музея. Но это вовсе не означало, что он забыл учителя. Наоборот, новые его предпочтения указывали на проявление качеств, привитых Моро, — независимости во взглядах и способности к самовыражению

Страниц: 1 2

Scroll to top