Музей изящных искусств, Руан — Импрессионизм
You Are Here: Home » Музеии » Музей изящных искусств, Руан

Музей изящных искусств, Руан

Музей изящных искусств, Руан

Музей изящных искусств, Руан


Хотя самые известные полотна Жерико хранятся в Лувре, но руанский Музей изящных искусств тоже может похвастаться весьма обширным собранием его работ.


Чтобы увидеть лучшие работы Жерико, нужно побывать в Париже и Руане. Семь самых знаменитых картин мастера хранится в Лувре — музей приобрел их после революции 1848 года. За пределами столицы наиболее полно творческое наследие художника представлено в Музее изящных искусств его родного города, Руана.


ruan_1.jpg (32045 bytes)
Главный фасад Музея изящных искусств


История музея началась в 1789 году, когда после падения монархии все произведения искусства были национализированы. Художественные ценности изымались из королевских собраний, конфисковывались у аристократов и поступали в специальные хранилища. Декретом 1790 года была создана комиссия, в обязанности которой входило составление описи всех национализированных сокровищ и их распределение по художественным музеям.


Все лучшие полотна достались тогда Лувру, переименованному в годы революции в Центральный художественный музей, а остальные работы разошлись по провинциальным музеям. В Руане инициаторами создания городского собрания предметов искусства стали Лемонье, мастер исторической живописи, и Ле Карпентье, известный рисовальщик. Именно благодаря их стараниям лучшие картины со всего департамента «аккумулировались» в Руане, в аббатстве Сен-Овен.


ruan_2.jpg (24082 bytes)
Интерьер одного из выставочных залов


В 1794 году политическая ситуация в стране переменилась, и в Руан начали поступать распоряжения возвратить картины и другие произведения искусства бывшим владельца. Правда, значительная часть их осталась невостребованной, поскольку владельцы либо бежали за границу, либо были гильотинированы во время революционного террора, так что большая часть художественных ценностей все же осталась в распоряжении городских властей. В 1799 году их перевезли в здание, принадлежавшее ранее ордену иезуитов.


Переезд был связан с периодом «вторичного накопления» произведений искусства. После походов Наполеона во Францию хлынул поток конфискованных в побежденных странах картин и скульптур. Большая и лучшая часть этого богатства осела, опять-таки в Лувре, но и на долю провинциальных музеев досталось немало. По подсчетам специалистов, только за 1798-99 годы по стране разошлось более т ысячи полотен известнейших европейских мастеров.


ruan_3.jpg (26306 bytes)
Картина Жерико «Два леопарда» (1817-20) из собрания
руанского Музея изящных искусств.


Затем, в сентябре 1801 года, был издан государственный декрет, санкционировавший создание пятнадцати провинциальных музеев в крупнейших городах Империи (три из них — Женева, Майнц и Брюссель — находятся ныне за пределами Франции). В списке этих городов числился и Руан. Таким образом, городское собрание картин получило официальный статус государственного музея. За организацию экспозиции взялся Лемонье, живший в то время в Париже и считавшийся уполномоченным представителем руанского музея. Благодаря его активной деятельности в 1806 году в Руан из запасников Лувра отправилось еще тридцать восемь картин. Вместе с уже имевшимися полотнами они составили ядро собрания галереи. Но для посетителей музей открылся лишь в июле 1809 года.


После падения Наполеона значительная часть свезенных во Францию со всей Европы произведений искусства была возвращена их бывшим владельцам. Но руанскому Музею изящных искусств повезло — из его собрания изъяли лишь три картины, и эта потеря была почти немедленно компенсирована пожертвованиями частных лиц.


ruan_4.jpg (25187 bytes)
Один из зимних видов Марли (1876) кисти Альфреда Сислея.
В экспозиции музея представлено много работ импрессионистов.


На протяжении всего XIX века коллекция галереи продолжала пополняться. Дважды (в 1862  и 1872 годах) в Руан поступали отобранные государственной комиссией полотна из запасников Лувра. В конце концов, помещение стало слишком тесным для расширившейся экспозиции, поэтому некоторые картины вывесили в общественных зданиях города и даже в крупных магазинах. А в 1876 году городские власти приняли решение о строительстве нового музея.


Строительство продолжалось двенадцать лет. Только в 1888 году руанцы получили новый музей, но их ожидание было оправдано — здание оказалось на редкость удобным для размещения экспозиции галереи. Оно успешно функционирует и по сей день.


Сегодня собрание музея охватывает период от XV века до наших дней и является предметом гордости жителей Руана. Среди его сокровищ — уникальная керамика, прекрасная коллекция работ импрессионистов (включая знаменитые виды кафедрального собора в Руане кисти Клода Моне) и, конечно же, картины самого знаменитого руанского художника, Теодора Жерико.


ГАБРИЕЛЬ ЛЕМОНЬЕ


ruan_5.jpg (27914 bytes)
Картина Лемонье «Чтение в доме мадам Жоффрен»
из собрания Музея изящных искусств в Руане.


Габриель Лемонье (1743-1824) родился в Руане и всегда оставался патриотом родного города — несмотря на то, что большую часть своей жизни провел в Париже. Его учителями были Дешамп (также уроженец Руана) и Вьен, известный, главным образом, тем, что у него учился Давид. В 1772 году Лемонье завоевал Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния, представив жюри полотно «Смерть Ниобеи». В Италии он провел пять лет, с 1774 по 1779 год

Страниц: 1 2

Scroll to top