You Are Here: Home » Музеии » Музей Каподимонте, Неаполь.

Музей Каподимонте, Неаполь.

Музей Каподимонте, Неаполь.

Музей Каподимонте, Неаполь


Великолепное собрание произведений античного искусства и картин, принадлежавшее семье Фарнезе, стало музеем, в котором хранятся чудесные образцы живописи Тициана.


Огромное наследие Тициана (около 400 сохранившихся картин) разбросано по художественным галереям всего мира. Замечательные собрания работ художника имеются в мадридском музее Прадо, парижском Лувре, венском Художественно- историческом музее и Национальных галереях Лондона и Вашингтона. В Италии Тициан лучше всего представлен в галереях Уффици и Питти во Флоренции и музее Каподимонте в Неаполе. Основой последнего музея стала коллекция семьи Фарнезе.


Музей Каподимонте, Неаполь
Фасад дворца, построенного семьей Фарнезе
для хранения своей художественной коллекции


Знаменитый род Фарнезе восходит к XIII столетию. Впрочем, до XV века его представители ничем особенным себя не проявили. Первым Фарнезе, оставившим яркий след в истории, был Алессандро Фарнезе (1468-1549), увенчанный в 1534 году папской тиарой под именем папы Павла III.


За 15 лет пребывания на папском престоле он сумел пристроить на высокие посты многих родственников, тем самым выдвинув род Фарнезе в число самых влиятельных европейских семей. Так, например, вскоре после своего возвышения Павел III произвел двоих своих внуков в кардиналы. Одному из этих внуков исполнилось к тому времени 16 лет, а второму (его тоже звали Алессандро) всего 14. Кардинал Алессандро Фарнезе (1520-1589) был несметно богат и большую часть своих денег тратил на приобретение произведений искусства. К слову, римскому папе не полагается иметь ни детей, ни внуков, но в эпоху Возрождения на это обстоятельство часто закрывали глаза, называя таковых «племянниками» папы.


Музей Каподимонте, Неаполь
Внутренний интерьер дворца.
Теперь здесь находится музей Каподимонте.


Многое в художественной жизни тех лет так или иначе связано с именами Павла III и кардинала Алессандро. Именно Павел III заказал гениальному Микеланджело фреску «Страшный суд» для Сикстинской капеллы и фрески «Обращение Савла» и «Распятие св. Петра» для капеллы Паолина. Следующими заказами стали проекты собора святого Петра и дворца Фарнезе в Риме.


Не отставал от своего «дядюшки» и кардинал Алессандро. Он заказывал картины виднейшим живописцам, собрал самую большую в Риме коллекцию антиков, воодушевил Джорджо Вазари на создание его «Жизнеописаний» и, наконец, оказался причастным к нескольким крупным архитектурным проектам.


Впервые Тициан работал для семьи Фарнезе в 1543 году, когда был приглашен в Болонью, чтобы написать портрет папы Павла III. Спустя два года художника позвали в Рим — писать портреты всех членов семьи Фарнезе, «включая кошек». Тициан привез с собой «Данаю», заказанную кардиналом Алессандро, и оставался в Риме до июня 1546 года, но предполагаемые портреты так и не написал. Впрочем, сложа руки он тоже не сидел, чему подтверждение — один из его самых известных групповых портретов, запечатлевший папу Павла III с кардиналом Алессандро Фарнезе и еще одним своим внуком, Оттавио Фарнезе. На обратном пути из Рима Тициан сделал остановку в Пьяченце, где, скорее всего, написал портрет Пьера Луиджи Фарнезе, герцога Пармского (он был сыном папы Павла III и отцом кардинала Алессандро).


Музей Каподимонте, Неаполь
Знаменитая «Даная» (1545) Тициана


Уникальная художественная коллекция, собранная семьей Фарнезе, со временем перешла к Елизавете Фарнезе, вышедшей в 1715 году замуж за испанского короля Филиппа V, а позже досталась ее сыну Карлу, который был королем Неаполя (под именем Карла VII) с 1734 по 1759 год, а затем королем Испании (под именем Карла III) — с 1759 и до самой своей смерти в 1788 году. В 1737 году он начал строить большой дворец на холме, выходящем на Неаполитанский залив («Каподимонте» в переводе с итальянского и означает «на вершине горы»), — специально для хранения художественной коллекции семьи Фарнезе. Строительство дворца затянулось до 1836 года; коллекцию же между тем временно разместили в самом центре Неаполя, в Королевском музее, основанном в 1787 году Фердинандом I, сыном Карла.


Музей Каподимонте, Неаполь
Фигурка египетского божка,
извлеченная при раскопках Помпеи


В Королевском музее наряду с собранием Фарнезе хранились также предметы, найденные при раскопках римских городов Помпеи и Геркуланума. Трагическая судьба этих городов известна каждому — они были похоронены под лавой и пеплом во время знаменитого извержения Везувия, случившегося в 79 году до н.э. В ходе объединения Италии в 1860 году Неаполь прекратил существование как самостоятельное государство, после чего его Королевский музей стал музеем Национальным. По окончании Второй мировой войны его здание подверглось реконструкции. ОДновременно лучшие картины, до того хранившиеся в нем, перенесли во дворец Каподимонте, переименованный тогда же в Национальный музей и галерею Каподимонте. Новый музей открыли для посещения 5 мая 1957 года. Главным его украшением остаются произведения искусства, собранные семейством Фарнезе.


Музей Каподимонте, Неаполь
Образец изящного фарфора,
производившегося на фабрике Каподимонте


КАРТИНЫ И ФАРФОР


Музей Каподимонте привлекает посетителей, прежде всего, своим собранием итальянской живописи XVI-XVII вв. Его жемчужиной считаются девять знаменитых полотен Тициана, хотя, помимо этого, здесь хранятся и работы других известных европейских мастеров

Страниц: 1 2

Scroll to top