You Are Here: Home » Музеии » Музей Прадо, Мадрид.

Музей Прадо, Мадрид.

Музей Прадо, Мадрид.

Музей Прадо, Мадрид


Нигде в мире творчество Веласкеса не представлено так широко, как в Прадо. Здесь хранится почти половина всех сохранившихся работ художника. Среди них — и его общепризнанные шедевры.


Хоть одна картина Веласкеса н айдется в любом крупнейшем музее мира, но две или три — уже великая редкость. На этом фоне выделяется лондонская Национальная галерея, владеющая девятью работами великого испанского живописца. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей. И все же оба эти собрания намного уступают лучшей и обширнейшей в мире коллекции работ Веласкеса, хранящейся в музее Прадо в Мадриде. В ее составе — более 50 картин Веласкеса, то есть почти половина всего дошедших до нас его работ. И если говорить по справедливости, то это закономерно и правильно: именно музей Прадо нужно признать наиболее удачным, а может быть, и единственным местом в мире, где могут и должны храниться произведения гениального мастера.


Музей Прадо, Мадрид
Фасад музея Прадо


В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида — это старинный парк, известный с XVI века. «Здесь, и только здесь, — цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, — вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки». В 1774 году (шла эпоха Просвещения — с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук.


Музей Прадо, Мадрид
Как снаружи, так и внутри здание музея представляет собой
великолепный образец испанского неоклассицизма.


Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественноисторический музей (на втором этаже). Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году. Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. В 1814 году Наполеон потерпел окончательное поражение, и на испанский престол возвратился свергнутый им король Фердинанд VII. Уже в 1816 году Фердинанд издал указ о восстановлении здания и перемещении в него части картин из королевской коллекции.


Музей Прадо, Мадрид
На фасад музея смотрит каменный Гойя.
Более ста его работ хранится в Прадо.


19 ноября 1819 года музей открыли для публики. При этом было оговорено, что посетители не будут допускаться в музей «в дождливые дни, когда вокруг слишком много грязи». Первоначально собрание музея состояло из 311 картин (исключительно испанских авторов). среди них были и 44 полотна Веласкеса, в том числе и такие шедевры, как «Сдача Бреды» и «Менины».


Между тем в самой королевской коллекции, поделившейся с музеем, насчитывалось более 5000 полотен. Постепенно почти все они «переехали» в Прадо. В 1821 году в экспозицию музея включили итальянскую живопись, а в 1843 году — фламандскую. Таким образом, узкие национальные границы, к искусству не имеющие никакого отношения, оказались взорваны.







Музей Прадо, Мадрид
Картину «Триумф Вакха»
(другое название — «Пьяницы»)
Веласкес написал в 1629 году.


Музей Прадо, Мадрид
«Портрет Фредерико Гонзаго, герцога Мантуи» входит
в богатое собрание работ Тициана, хранящихся в музее Прадо.


В 1868 году в Испании произошла революция. Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. И хотя спустя два года была восстановлена конституционная монархия, статус Прадо навсегда изменился; его собрание стало достоянием всего испанского народа. С тех пор музейная коллекция пополнилась многими произведениями европейских художников, но в целом по-прежнему отражает вкус испанских монархов XVI и XVII веков. Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». Поэтому полнее всего в музее представлены работы мастеров, бывших фаворитами Филиппа IV и его деда, Филиппа II.


Здание Прадо — это не только собрание шедевров, но и шедевр само по себе. Его фасад сохранился в первоначальном виде, хотя внутренние помещения неоднократно перестраивались и модернизировались. В последние годы началось строительство пристройки, которая призвана удлинить одно крыло здания, связав его с церковью святого Иеронима, стоящей напротив. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея. Спроектировал пристройку Рафаэль Монео, известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме.


 Музей Прадо, Мадрид
Этим образом святого Антония,
созданным Иеронимом Босхом,
очень дорожит музей.


ПЕСТРОЕ СОБРАНИЕ


Даже такой огромный музей, каким является Прадо, не в состоянии достаточно полно представить всю европейскую живопись

Страниц: 1 2

Scroll to top