You Are Here: Home » Музеии » Национальная галерея, Стокгольм

Национальная галерея, Стокгольм

Национальная галерея, Стокгольм

Национальная галерея, Стокгольм


В фундамент собрания стокгольмской Национальной галереи легла богатейшая коллекция европейской живописи, собранная королевской семьей Швеции.


Больше всего полотен Шардена хранится, конечно же, в его родном Париже, откуда мастер практически никогда не выезжал. Второе место по количеству картин художника делят между собой вашингтонская и стокгольмская Национальные галереи.


stockgolm_1.jpg (30294 bytes)
Фасад стокгольмской Национальной галереи.


Коллекция работ Шардена, находящаяся в Национальной галерее в Стокгольме, примечательна не только своим объемом, но и тем, что она была собрана при жизни художника и, следовательно, ярко демонстрирует отношение современников к творчеству живописца, к разным сторонам его творчества.


Основателем собрания, легшего затем в основу Национальной галереи, стал граф Карл Густав Тессин (1695-1770), шведский посланник в Париже с 1739 по 1742 год. Граф Тессин был одним из культурнейших людей своего времени. Его отец, архитектор (именно по его проекту построен королевский дворец в Стокгольме), дал сыну прекрасное образование, позволившее ему наилучшим образом проявить себя на дипломатическом поприще.


stockgolm_2.jpg (24763 bytes)
Парадная лестница музея


С французским искусством граф Тессин был неплохо знаком еще до своего назначения послом в Париж. В юности он много путешествовал (в частности — по Франции) и всегда привозил из своих поездок книги, рисунки, гравюры, пополняя коллекцию своего отца. Позже, в 1728 году, когда Тессина назначили суперинтендантом королевских резиденций, он посетил Париж, чтобы нанять французских художников для проведения декоративных работ в королевском дворце в Стокгольме. Примерно в это же время он посетил и Венецию, где пытался (но неудачно) уговорить знаменитого Тьеполо принять участие в оформлении королевского дворца.


Королем Швеции с 1720 по 1751 год был Фредерик I, знаток и покровитель искусств. Еще большей поклонницей живописи оказалась жена наследника шведского трона, принцесса Луиза Ульрика, сумевшая собрать превосходную коллекцию произведений искусства. Нужно сказать, что в XVIII веке шведским монархам пришлось практически заново создавать «фамильную галерею», сильно пострадавшую в 1654 году, когда королева Христина отреклась от престола и, уехав в изгнание (в Италию), увезла с собой большую часть собрания картин.


stockgolm_3.jpg (21879 bytes)
Эта жанровая сценка Шардена «Домашние радости» (1745-46) пополнила коллекцию королевской семьи в 1747 году. Считается, что для этой картины художнику позировала его вторая жена, Франсуаза Маргарита Пуже.


Что касается работ Шардена, то они появились в королевской коллекции во многом благодаря все тому же графу Тессину. Именно у него впервые увидела принцесса Луиза Ульрика полотно Шардена, восхитилась и немедленно (в 1745 году) заказала мастеру две картины. Их доставили в шведское посольство в Париже лишь в 1747 году. Задержку Шарден объяснил так: «Я задержался с заказом потому, что имею привычку оставлять у себя картину до тех пор, пока не пойму, что к ней больше нечего добавить».


Муж Луизы Ульрики, наследник престола, не столь отличился на поприще коллекционирования, как его супруга, но и он в 1745 году приобрел четыре работы Шардена на аукционе, где распродавалось собрание Антуана де Ла Рока, умершего за год до того. Ла Рок был страстным поклонником творчества Шардена и немало способствовал популярности художника, регулярно помещая статьи о нем в своем журнале «Меркюр де Франс».


stockgolm_4.jpg (21127 bytes)
Картина шведского художника Харальда Оскара Сольберга
«Зимняя ночь в горах» (1901-1902) из собрания
Национальной галереи.


Прочие полотна Шардена королевская семья купила у графа Тессина. Граф не отличался бережливостью (и даже слыл «прожигателем жизни»), что привело его в 1750-х годах к банкротству. Чтобы спастись от окончательного разорения, графу пришлось пустить с молотка часть своей коллекции живописи.


После смерти Тессина остатки его собрания были распроданы на двух аукционах, в 1777 и 1781 годах, где одним из главных покупателей оказался король Густав III, правивший Швецией  с 1771 по 1792 год. От своей матери, уже знакомой нам принцессы Луизы Ульрики, король унаследовал любовь к искусству, хотя предпочитал живописи величественные архитектурные сооружения и антиквариат. В 1792 году по указу Густава в Стокгольме начали возводить Музей древностей. Строительство его завершилось в 1794 году, уже после смерти короля.


В том же году было открыто для публичного обозрения королевское собрание живописи. Именно оно и стало ядром собрания будущей Национальной галереи, официально образованной в 1866 году. Галерея располагает замечательными коллекциями французской, голландской и фламандской живописи, а также, разумеется, богатейшим собранием шведской живописи.


МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА


stockgolm_5.jpg (26444 bytes)
Музей современного искусства расположен
в одном из самых живописных уголков Стокгольма.


Национальная галерея — не единственный стокгольмский художественный музей. В Стокгольме есть и Музей современного искусства, где представлены все основные направления живописи последнего столетия и работы лучших мастеров XX века. До этого работы современных художников находились в собрании Национальной галереи

Страниц: 1 2

Scroll to top