You Are Here: Home » Художники » Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари».

Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари».

Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари».

Пьер Огюст Ренуар


«Портрет Жанны Самари»


Пьер Огюст Ренуар: коллекция картин


Огюст Ренуар в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Огюста Ренуара


Пьер Огюст Ренуар: жизнь и творчество


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Пьер Огюст Ренуар в музеях


Пьер Огюст Ренуар: литература









Пьер Огюст Ренуар
«Портрет актрисы Жанны Самари». 1877 г.
Музей им. А.С.Пушкина.


Пьер Огюст Ренуар
«Портрет актрисы Жанны Самари». 1878 г.
Холст, масло. 173х103 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

В 1877-1878 годах Ренуар создает три портрета актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари, причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается друг от друга. Очаровательная актриса не только понравилась художнику. Он почувствовал в ее внешности, в ее характере что-то привлекательное, то, что можно представить только кистью. И именно такой кистью и такими красками, которыми писал Ренуар.


Жанна Самари жила недалеко от мастерской Ренуара и приходила к нему позировать для своих портретов, правда, быть может, небольшой портрет, хранящийся в театре, мог быть написан у нее дома. На сеансы она приходила довольно свободно и иногда пропускала их, что огорчало и сердило художника. Портрет актрисы в рост Ренуар писал параллельно с портретом мадам Шарпантье с детьми, и обе эти работы Ренуар выставил в Салоне.


Возможно, что у мадам Шарпантье Ренуар и познакомился с актрисой. Об этом упоминает и Жан Ренуар в своей книге. Вот что он пишет: «Поговорим о Жанне Самари. Передо мной репродукция, с ее большого портрета. Как обидно, что я не знал ее! В ней воплощен весь театр: тут все оттенки благородного авторитета и робости перед публикой… Вечером в чудесном белом платье и театральном гриме она становилась королевой… Ренуар встретил Самари у Шарпантье…Самари жили на улице Фрошо… Направляясь к Самари, Ренуар поднимался по улице Анри-Монье, пересекал улицу Виктор-Массе и, обменявшись приветствием с консьержкой, бегом поднимался по лестнице и звонил. Актер Дориваль рассказывал со слов Муни-Сюлли, который слышал это от самой Самари, что Ренуар так торопился приступить к работе, что не успевал даже поздороваться. Комната была хорошо освещена только с часу до трех, так как квартира выходила окнами на запад и восток. Однако обращенные на восток комнаты были очень маленькими. И, напротив, в гостиной нельзя было писать после трех, потому что ее освещали лучи заходящего солнца. Почему он упорствовал и работал в таких скверных условиях? Вероятнее всего, он переживал фазу внутренней борьбы между природой и мастерской, ему хотелось передать модель во всем беспорядке интимной обстановки, как порой ему необходимо было наблюдать ее при свете рампы. Поэтому он посещал Комеди Франсез. «По-видимому, мне здорово хотелось ее видеть! Вот уж место, где на всем печать скуки… По счастью, она часто играла в пьесах Мюссе!» Ренуар сделал несколько эскизов с Самари в доме ее родителей. Маленький портрет из коллекции театра Комеди Франсез написан, вероятно, там. Для большого портрета, находящегося в России, он заставил ее приходить в мастерскую на улице Сен-Жорж. «У них меня слишком баловали. Ее мать обожала пирожные, и после сеанса меня пичкала ими под разговоры Жанны, которая была очаровательной собеседницей. Это так приятно — естественный, без претензий, женский голос».


Из этих строк сына художника, а также судя по самым знаменитым портретам актрисы, чувствуется большая взаимная симпатия, которая объединяла эти два таланта и два характера. Ренуар работал над портретами актрисы с огромной самоотдачей, выражая душевное волнение, восхищение, вызванные обликом и талантом этой очаровательной женщины. Жанна Самари как-то заметила: «Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти».


Три портрета Жанны Самари выстраиваются как бы в музыкальный ряд,когда от тихого звучания мелодия постепенно переходит к сильным и торжественным аккордам. Так и портреты Ренуара представляют Жанну Самари сначала почти прозаичной и скромной на маленьком портрете, хранящемся в Комеди Франсез, затем изящной и изысканной на портрете из московского собрания, и великолепной в парадном костюме — на портрете в рост из собрания Эрмитажа.


На первом портрете Жанна Самари написана в простой темной кофте с маленьким воротничком и большим красным бантом на груди. Кажется, будто Ренуар стремился написать ее черты менее привлекательными, чем они были на самом деле, но сквозь эту будничность он хотел дать почувствовать зрителям непосредственность и живой темперамент артистки. Поскольку в этом же 1877 году Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.


Портрет Жанны Самари из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве можно считать одним из лучших портретов Ренуара

Страниц: 1 2

Scroll to top