You Are Here: Home » Художники » Пьер Огюст Ренуар «Юные циркачки в цирке Фернандо».

Пьер Огюст Ренуар «Юные циркачки в цирке Фернандо».

Пьер Огюст Ренуар «Юные циркачки в цирке Фернандо».

Пьер Огюст Ренуар
«Юные циркачки в цирке Фернандо»


Пьер Огюст Ренуар: коллекция картин


Огюст Ренуар в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Огюста Ренуара


Пьер Огюст Ренуар: жизнь и творчество


Пьер Огюст Ренуар в музеях


Пьер Огюст Ренуар: литература









Пьер Огюст Ренуар
Пьер Огюст Ренуар
«Юные циркачки в цирке Фернандо».
1879 г.
Холст, масло. 130х98 см.
Институт искусств, Чикаго.


Эдгар Дега
Эдгар Дега
«Мисс Лола в цирке Фернандо». 1879 г.
Национальная галерея, Лондон.

 

«В своем творчестве импрессионисты как бы заново открыли сюжеты, связанные с театром и цирком. В XIX веке цирк считался искусством для простонародья с грубыми шутками и вульгарными эффектами. Никому из знаменитых французских худождников в то время и в голову не приходило рисовать цирковые сценки, разве что карикатуристам.


Импрессионисты увидели и почувствовали в цирковых артистах, в их искусстве, в их трюках подлинную жизнь, полную труда и постоянногориска. Пестрый мир арены и кулис, красочный калейдоскоп с вихрнем меняющихся цирковых номеров, где артисты,животные,звуки музыки и одобрительный или возмущенный шум зрительного зала причудливо и разнообразно сочетались с тем, что существовало за сценой и так напоминало жизнь самих художников.


Начав поиски красоты не в отвлеченных академических штудиях и постановках, а в реальном мире, импрессионисты заглянули на эстраду, в варьете, на цирковую арену и вдохновенно показали эту жизнь, обнажив до предела будничный мир актрис и актеров, мир музыки и танца. Этот мир был близок им отверженностьюот так называемого высокого искусства и от респектабельных внешних приличий. Появаляясь на сцене или на арене, артист должен сразу привлечь к себе внимание публики, также впрочем, как и художник, выставляющий свои картины на выставке. У артиста это может быть экстравагантный костюм, его особенная манера держать себя на публике, а также облик сопровождающих его номер животных, различных предметов и аксессуаров. Эта подчеркнутая гротескность номер и самого внешнего облика артиста, его действия на арене, его трюки и привлекли внимание художников. Дега, Ренуар, Тулуз-Лотрек, Сера каждый по своему запечатлели этот красочный, необычный мир цирка Фернандо в Париже.


«Мисс Лола в цирке Фернандо» Дега и «Юные циркачки в цирке Фернандо» Ренуара написаны в один и тот же 1879 год, а картина «В цирке Фернандо. Инспектор манежа» Тулуз-Лотрека написана почти десять лет спустя в 1888 году.


Тулуз-Лотрек в своей картине саркастично, почти с издевкой представил цирковую сцену. Но не время, прошедшее десятилетие, ожесточило душу Лотрека. Он просто видел жестокость отношений, скрытую сияющими огнями и блеском арены, которые существовали как между артистами, так и отношением публики к ним. На его картине широкие дуги обрисовывают часть арены и места зрителей, а по внутренней кромке мчится лошадь с хрупкой, но цепкой артисткой. Ее профиль и рыжие волосы ясно видны на фоне бортика ложи, а голова повернута к дрессировщику, подгоняющему лошадь. Его фигура — фигура инспектора манежа — занимает почти всю правую часть картины и является не только смысловым, но и композиционным центром, который совмещен с центром арены, но не является центром самого холста. Лотрек как бы вырезал сегмент круга, кривые линии сплющил в эллипсы и дал возможность зрителям увидеть кусок цирковой сцены как бы в бинокль, где все, что расположено близко, — очень увеличено в размерах, а дальний план — значительно уменьшен. Этот оптический фокус художника совпадает с природой фокусов на самой цирковой арене, а срезанные рамой фигурки клоунов только усиливают необычность, графическую заостренность и почти карикатурную обрисовку персонажей.


Так увидеть цирк помог Тулуз-Лотреку Эдгар Дега. Почти десять лет назад он написал «Мисс Лолу в цирке Фернандо» и создал по тем временам совершенно необычную композицию. Он изобразил часть купола над цирковой ареной и головокружительный трюк: мисс Лола,зажав в зубах мундштук, закрепленный на тросе, без всякой страховки и не касаясь руками этого троса, повисла под самым куполом. Ее фигурку мы видим снизу, так же как и зрители в самом цирке, — собранную, с напряженно скрещенными ногами и раскрытыми для баланса, как крылья у птиц, руками. В такие минуты зрители, затаив дыхание от страха, следят за поистине смертельным трюком. Дега создает напряженную композицию, выбрав в качестве сюжета острую ситуацию, а Лотрек, через десяток лет, наоборот, обычную ситуацию передает острыми, необычными художественными средствами, доведя всю сцену почти до карикатуры, как это раньше делал О.Домье.


Совсем по-другому пишет тот же цирк Фернандо Ренуар. На его картине такой же сектор арены, что и на картине Лотрека. За бортиком, отделяющим арену от первого ряда кресел, еле различимы фигуры зрителей, а всю картину, ее основной колорит составляет желтый цвет песка на манеже. И на этом фоне — портрет двух очаровательных девушек — гимнасток или жонглеров. Рассыпанные на аренеи собранные одной из нихоранжевые шары одни исследователи принимают за апельсины, брошенные в подарок зрителями, а другие

Страниц: 1 2

Scroll to top