Пьер Огюст Ренуар. Жизнь и творчество.
. Париж.
«Читающая девушка». 1875-1876.
Холст, масло. 90х67.
Лувр, Париж.
Портреты О.Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего («Портрет Клода Моне», 1872, частное собрание; «Портрет Клода Моне за чтением», 1872, Музей Мармоттан, Париж; «Читающая женщина», 1875, Музей Орсэ, Париж; «В мастерской на улице Сен Жорж», 1876, частное собрание). Беззаботной жизнерадостностью и восхитительной легкостью веет от женских и детских портретов О.Ренуара («Девочка с лейкой»; «Портрет мадам Анрио», 1876 — оба в Национальной галерее искусств, Вашингтон; «Обнаженная», 1876, ГМИИ, Москва; «На террасе», 1881, Художественный институт, Чикаго; «Молодая женщина», 1900, частное собрание). Погрудный портрет актрисы Самари (1877, ГМИИ, Москва) завораживает жизнерадостностью колорита, искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета. Холодное мерцание голубовато-зеленого платья изысканно сочетается с рыжевато-каштановым цветом волос , внимательно, с чуть заметной лукавинкой смотрят на зрителя сияющие темно-синие глаза молодой женщины.
|
|
|
|
В определенной степени переходной можно назвать его картину «Девушка с веером» (ок. 1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанную в более холодной и изысканно формальной красочной гамме, характерной для позднего, так называемого «энгровского» периода творчества О.Ренуара. С этим обстоятельством связаны и резко очерченный контур, и строгая композиция, и более локальная трактовка цвета, и тонкая игра с ритмическими повторами (полукружие веера перекликается с полукруглой спинкой кресла и покатыми плечами девушки).
|
|
В самом начале 1880-х гг. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 гг. вместе со своей молодой женой Алиной Шариго уезжает в Италию, где на него большое впечатление производят работы итальянских мастеров.
Впитав в себя лучезарную красоту Средиземноморья, О.Ренуар воплотил ее в восхитительных, завораживающих своей откровенной чувственностью образах обнаженных моделей. Пленительная красота плавных изгибов тела, шелковистость и прозрачная нежность кожи подчеркнуты тщательно выстроенной композицией и удивительно нежной цветовой гаммой («Купальщица», 1882, частное собрание; «Большие купальщицы», 1884-1887, Музей искусств, Филадельфия).
|
|
В 1903 г