You Are Here: Home » Художники » Поль Сезанн. Амбруаз Воллар.

Поль Сезанн. Амбруаз Воллар.

Поль Сезанн. Амбруаз Воллар.

Поль Сезанн


Эпизоды из жизни:
Амбруаз Воллар


Поль Сезанн: коллекция


Поль Сезанн в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Поля Сезанна


Поль Сезанн в музеях


Поль Сезанн: литература


Поль Сезанн: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23


Портрет Амбруаза Воллара.


«…1892 год. Вот уже два года, как внешне скучающий молодой человек (креол по происхождению, зовут его Амбруаз Воллар) исподволь занимается продажей картин. Он не располагает большими деньгами, но не теряет надежды их заработать. В данную минуту он берется за все. Ничего значительного просто пробует свои силы в продаже картин. На черный день он запасся тонной солдатских сухарей. И собрался в плавание, быть может длительное и ненадежное. Небрежно разглядывает Амбруаз Воллар «сезаннов» в лавке Танги. Зачарованный красноречием Эмиля Бернара, папаша Танги принял решение не продавать ни одного полотна своего любимого художника. Близок день, когда каждое из них будет стоить много дороже пятисот франков; отныне Танги считает своих «сезаннов» «бесценным сокровищем». Амбруаз Воллар, прищурив глаза, с безразличным видом присматривается к обстановке, наблюдает за «славным папашей Танги» и его клиентурой, прислушивается к разговорам в лавке. В конце концов если учесть все, то надо сознаться, что среди импрессионистов один лишь мифический Сезанн не имеет сегодня своего торговца. Разумеется, настоящего торговца…


… 1894 год. 2 июня в отеле Друо состоялась продажа с аукциона коллекции картин Танги. Шесть картин Сезанна дали в общем ничтожные деньги — 902 франка. Несмотря на низкие цены, комиссар- оценщик поздравил смелого покупателя. Им был не кто иной, как молодой Амбруаз Воллар, уносивший с аукциона пять из шести полотен Сезанна. Он слышит любезности в свой адрес и слегка смущен, ибо при нем нет достаточной суммы, чтобы оплатить покупку. Своим сюсюкающим креольским говором Воллар просит о небольшой отсрочке. Комиссар аукциона с готовностью идет навстречу молодому коллекционеру…


… Два года прошло с того времени, как Амбруаз Воллар снял в 1893 году на улице Лаффит, 39, небольшую лавку. В те годы эта парижская улица была центром по продаже произведений искусства. Все крупные торговцы картинами имели на улице Лаффит свои лавки — среди них Дюран-Рюэли, Бренхеймы-младшие, Темпелеры и многие другие. Хозяин лавчонки Амбруаз Воллар уже устраивал однажды выставку эскизов Эдуара Мане и работ Форена; но он стремится к большему — значительно большему.


Воллар — он и сам это знает — не принадлежит к числу тех, кто независимо от своего культурного уровня, а лишь благодаря врожденному дару мгновенной интуиции умеет с одного взгляда оценить произведение искусства. Трепет, который некоторые люди всем своим существом испытывают перед понравившейся им картиной, Воллару неведом. В его глазах полотна прежде всего выгодный или невыгодный для торговых сделок товар.


Покупать ли ему разных Ройбе, Зиемов или раз навсегда остановиться на этом злополучном Сезанне, несколько полотен которого уже висят в его лавке? Главное, не ошибиться в выборе, уметь предвидеть будущее. «Скажите-ка…» — бормочет Воллар, неутомимо расспрашивая разных людей, чьи мнения кажутся ему наиболее вескими. И прислушивается. Он удивительно хорошо умеет слушать.


Очень хитрый, Воллар прикидывается простаком, полный неуемной энергии, разыгрывает ленивца, которого зачем-то вывели из состояния тихого, блаженного созерцания, тогда как сам он мечтает лишь об одном — снова в него погрузиться. Подчеркивая свой креольский сюсюкающий говор, Воллар как бы стремится убедить окружающих в своей наследственной флегматичности и нормальном для него состоянии постоянной сонливости. Но это кажущееся спокойствие — если судить по тому, как иной раз из-под опущенных век сверкнут острые глаза, — напоминает спокойствие «насторожившегося ягуара».


Уже давно Писсарро выражает удивление, что до сих пор нет ни одной выставки, посвященной работам Сезанна, побуждая торговца картинами устроить такую. Ренуар в это же время сожалеет о том, что никому не пришло на ум вспомнить о его давнишнем друге, всеми забытом Сезанне. То же самое считает Дега.


Воллар слушает, размышляет… Не настал ли час принять окончательное решение? И Воллар, неторопливо, как все, что он делает, начинает разыскивать экского художника, не имея понятия, где в данное время находится Сезанн. Не знает об этом и Писсарро, предложивший Воллару для будущей выставки несколько собственных «сезаннов». Создавшееся положение не отпугивает Воллара. Он любит интригующие неожиданности и пикантные истории, связанные с судьбой художников. Проведав, что Сезанн еще надавно работал в лесу Фонтенбло, Воллар направился туда. И напал на след Сезанна, приведший его сперва в Авон, а затем и в Фонтенблон. Там ему сообщили, что Сезанн возвратился в Париж, но записать его адрес попросту забыли. Единственное, что запомнили, — название улицы, которая «носит имя святого в соединении с именем животного».


Быть может, это улица Лион-Сен-Поль? Воллару повезло. Решив обойти один за другим все дома на этой улице, он находит в доме №2 квартиру художника. Выясняется, что Сезанн еще в июне уехал в Экс. Но сын художника, живущий здесь с матерью, обещает немедленно уведомить отца о намерениях торговца картинами. Спустя несколько дней молодой Сезанн приносит в лавку на улице Лаффит письменное согласие отца. Вслед за этим Воллар получает от художника сто пятьдесят полотен

Страниц: 1 2 3

Scroll to top