You Are Here: Home » Художники » Поль Сезанн. Эпизоды из жизни: Детство Поля

Поль Сезанн. Эпизоды из жизни: Детство Поля

. Он, как говорится, звезд с неба не хватает.


После занятий Поль вместе с Филиппом Солари или с кем-нибудь из новых товарищей по пансиону, например, с Анри Гаске, сыном булочника, отправляется немного прогуляться; побродив по экским улицам, Поль возвращается домой, где его ждет семья: сестра, на которую он, невзирая на ее выходки, все больше и больше опирается, взбалмошная, но любящая и ласковая мать, у которой он является любимчиком (может ли эта мать, в одинаковой мере застенчивая и мечтательная, не узнать себя в своем сыне), и отец, суровый, прижимистый, вечно погруженный в думы о все новых и новых финансовых операциях.


Уроки рисования в школе Сен-Жозеф изредка дает один испанский монах, неизвестно какими судьбами попавший сюда. На его занятиях Поль прилежен, но не более, чем на остальных. Правда, рисование — игра, которую он придумал себе в пять лет, — по-прежнему увлекает его. Г-жа Сезанн, легко предающаяся несбыточным мечтам, даже утверждает, что когда-нибудь Поль станет великим художником. За всю свою жизнь она ни разу не была в музее, не видела ни одной картины настоящего мастера — не беда! У нее есть свои неоспоримые основания так думать: зря, что ли, ее сыночка зовут Полем, как Рембрандта и Рубенса.


Луи-Огюст обычно пропускает мимо ушей подобный вздор. Он «делает» деньги, все больше и больше денег. Что ни подвернется, все хорошо. Не подумайте, что, став банкиром, он пренебрегает мелкими барышами. Время от времени он скупает партию лежалых товаров, какие-то подержанные вещи, сортирует их и выгодно перепродает. Однажды, разбирая хлам, он наткнулся на коробочку акварели. Сбыть эти краски можно только любителю, но поиски его не окупятся стоимостью подобной безделицы. Лучше уж отнести их домой и подарить Полю. Пусть малюет в свое удовольствие.


Сезанны выписывают «Магазэн питтореск», широко распространенный в то время иллюстрированный сборник. В восторге от отцовского подарка, Поль Сезанн старательно раскрашивает в этом сборнике все картинки…


Образование сына банкира не может завершиться школой Сен-Жозеф: лишь одно учебное заведение в Эксе достойно его будущего поприща — коллеж Бурбон, где учатся сыновья всех добропорядочных семейств. В октябре 1852 года тринадцатилетний Поль поступает в шестой класс этого коллежа как интерн.


Поль учится, как всегда, спокойно, усидчиво и старательно, без особого пристрастия к какому бы то ни было предмету. Одинаково прилежно решает задачи, зубрит историю и переводит с латинского. Пожалуй, несколько большую склонность он питает к латыни;   не потому ли, что этот язык воплощает в себе прошлое — всегда столь яркое и столь живучее в Провансе, — и прошлое достоверное? Вполне возможно. Но у Поля отличные отметки и по арифметике: очевидно, сказываются способности, унаследованные от отца.


Исправность, с какой Поль выполняет свои школьные обязанности, позволяет думать, что внутренние противоречия, когда-то проявлявшиеся в его поступках, сгладились. Дома отец так часто притеснял Поля, бывал с ним так груб, мальчик до такой степени привык в его присутствии не раскрывать рта, что дружба с товарищами по коллежу должна была бы способствовать разрядке нервного напряжения и расцвету всех его душевных сил. Ничего подобного. Неровность его характера вскоре снова дает себя знать. В отношениях с одноклассниками ему не хватает естественности. Его сковывает непреодолимая застенчивость. А временами он вдруг взрывается, шумит! Стоит кому-нибудь случайно коснуться его, как он вздрагивает. Он и в самом деле боится, панически боится, как бы кто не дотронулся до него. Однажды какой-то мальчишка, съезжая по перилам лестницы, по которой в это время спускался Поль, неожиданно изо всех сил ударил его ногой. С тех пор Сезанн страдает боязнью прикосновения, с тех пор, не доверяя людям, он опасается подвоха с их стороны. Обостренная чувствительность, по-видимому. У него и в помине нет здоровой уравновешенности и веселой, насмешливой презрительности отца!


Луи-Огюст, которому богатство придало апломб, встречает грубоватыми шуточками все доходящие до него слухи о хорошо известных ему самому злобных выпадах завистливой экской буржуазее, всячески старающейся показать, до какой степени она пренебрегает им, не признает его. Поль лишен такой счастливой свободы в обращении с людьми: постоянно подавляя его своей могучей индивидуальностью, отец в конце концов убил в нем радость и стремление к независимости.


Этот запуганный мальчик болезненно горд: малейший укол самолюбия — и он сразу съеживается, как стыдливая мимоза. Он страдает, хотя не признается себе в том, а может быть, и вполне безотчетно, от своеобразного бойкота, какому подвергается его семья. В коллеже, как и за стенами его, Поль снова наталкивается на сословные перегородки. Есть тут сын г-на председателя апелляционного суда, есть сын г-на ректора и есть сын банкира Сезанна, того разбогатевшего торговца кроличьими шкурками, что наконец-то женился на своей сожительнице. И тут так же, как и дома, в присутствии отца, Поль молча замыкается в себе, бежит от горькой действительности: «Страшная штука жизнь!»…


По материалам книги А.Перрюшо «Жизнь Сезанна»./ Пер. с фр.; Послесловие К.Богемской. -  М.: «Радуга», 1991. — 351 с.
Книга на ОЗОНе


 

Страниц: 1 2

Scroll to top