Поль Сезанн. «Пьеро и Арлекин». — Импрессионизм
You Are Here: Home » Художники » Поль Сезанн. «Пьеро и Арлекин».

Поль Сезанн. «Пьеро и Арлекин».

Поль Сезанн. «Пьеро и Арлекин».

Поль Сезанн


«Пьеро и Арлекин»


Поль Сезанн: коллекция картин


Поль Сезанн в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Поля Сезанна


Поль Сезанн: жизнь и творчество


Поль Сезанн в музеях


Поль Сезанн: литература








Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин». 1888 г.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
 

«…Помимо пейзажа и натюрморта, Сезанна всегда занимало изображение человеческой фигуры. Примечательна в этом отношении работа, принадлежащая Музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, — «Пьеро и Арлекин».


В конце 1880-х годов коллекционер В.Шоке задумал украсить купленный им особняк живописными панно. Он обратился с заказом к Сезанну, однако тот, сделав пару эскизов, продолжать работу не стал и, вероятно, единственной памятью о замысле Шоке осталась картина «Пьеро и Арлекин». Ее персонажи — слуги-шуты из итальянской комедии дель арте. Картина Сезанна имеет еще одно название: «Масленица». Однако, хотя Арлекина Сезанн писал со своего шестнадцатилетнего сына Поля, а для Пьеро позировал знакомый молодой человек, картина отнюдь не напоминает домашний маскарад, в ней нет и следа той интимности, с какой спустя десятилетия Пикассо напишет своего крошку сына в костюме Пьеро и в костюме Арлекина.


Художник смотрит на своих героев, если определить его точку зрения в пространстве, слева и немного сверху. И туда же, влево, устремлен озорной взгляд скошенных глаз Арлекина. Он движется легкой скользящей поступью, передать которую художнику стоило немалых трудов. В других собраниях есть несколько картин Сезанна, датированных 1888-1890 годами, изображающих одного только Арлекина, идущего навстречу зрителю. Но именно в московской картине, благодаря контрасту с фигурой приостановившегося Пьеро и общему композиционному и цветовому решению, Арлекин действительно выходит из-под распахнувшегося занавеса прямо к зрителю. Его движение подчеркнуто линиями, идущими из глубины картины, — края стены, занавеси, тросточки у него под мышкой. Ступни Арлекина в узких черных туфлях поставлены одна за другой, край туфельки упирается прямо в нижнюю часть рамы, причем можно заметить складку, идущую в нижней части холста, которая свидетельствует, что холст был отогнут ради того, чтобы изменить первоначальный формат картины.


Маскарадные одежды Пьеро и Арлекина увлекли художника своей контрастной выразительностью: круглые поля шляпы, гофрированный воротник, подол и широкий рукав согнутой руки Пьеро вводят в картину очертания кругов и овалов. Складки свисающего просторного балахона Пьеро отмечают четкую вертикаль фигуры. С той же тщательностью Сезанн укладывал и выписывал складки белой салфетки в натюрмортах, о них же напоминает и цветастый рисунок ткани занавеси. Плотная живописная поверхность картины по-разному проработана кистью. Белый наряд Пьеро написан матово-рыхлым. Трико Арлекина, где в черный цвет ромбом добавлен синий, переливается и сверкает. Пол написан голубоватыми, розоватыми, коричневатыми оттенками, причем многие квадратики мазков легли на холст в виде ромбов, подчеркивая направленность вглубь, «к центральной точке», как писал Сезанн Бернару.


В отличие от плотной живописи всей картины, лица юношей написаны более жидкой краской, художник слегка касался кистью холста, чтобы передать румяные и свежие лица обоих персонажей. Некоторые исследователи творчества художника предполагают, что в картине содержится намек на дружеские отношения юных лет Золя и Сезанна и в ней будто бы дан ответ автору «Творчества», представившему Сезанна под именем Клода Лантье. Другие считают, что здесь воплотилась любовь художника к сыну, вера в то, что он, отличающийся от отца открытым, жизнерадостным характером, смело вступит в жизнь.


Вряд ли можно говорить об определенном зашифрованном подтексте «Пьеро и Арлекина». В худождественно-поэтической традиции это — образы людей искусства вообще, тех, кто живет не только в реальной жизни, но и в вечном карнавале красок, линий и звуков. Впервые картина Сезанна предстала перед публикой в 1899 году, когда после смерти Шоке распродавалось его собрание. Она была куплена крупнейшим торговцем произведений искусства Дюран-Рюэлем. В 1904 году на ретроспективной выставке Сезанна в Осеннем салоне в Париже картина произвела большое впечатление на многих художников. После этого она была приобретена С.И.Щукиным и впоследствии оказала влияние на русских художников.


Некоторые исследователи связывают картину «Масленица» с композициями Сезанна, изображающими игроков в карты. Оставляя в стороне обсуждение возможных подсознательных истоков обращения художника к этим композициям, отметим, что все пять вариантов «Игроков в карты» отличаются от московского шедевра тем, что запечатленные в них персонажи остаются глубоко погруженными в свою игру и не раскрываются так непосредственно, как Пьеро и Арлекин, выходящие к зрителю.


По материалам книги:
А.Перрюшо «Жизнь Сезанна» и послесловия К.Богемской. -  М.: «Радуга», 1991. — 351 с. Книга на ОЗОНе


***


Это полотно совершенно не типично для зрелого Сезанна, который, как казалось, оставил в прошлом и романтические образы, и «игровые» сюжеты

Страниц: 1 2

Scroll to top