Публичное художественное собрание, Базель — Импрессионизм
You Are Here: Home » Музеии » Публичное художественное собрание, Базель

Публичное художественное собрание, Базель

Публичное художественное собрание, Базель

Публичное художественное собрание, Базель


Значительную часть своей жизни Гольбейн провел в Базеле, поэтому нет ничего удивительного в том, что именно здесь находится самое большое собрание работ художника.


Публичное художественное собрание Базеля располагает самой солидной — по сравнению с другими музеями — коллекцией работ Гольбейна. Это около 20-ти его работ, не считая копий с нескольких утерянных картин и крупнейшей в мире коллекции рисунков художника, с которой может соперничать лишь собрание его графики, хранящееся в Королевской библиотеке Виндзорского замка. Более или менее обширными собраниями работ Гольбейна, кроме того, обладают берлинская Картинная галерея, нью-йоркский Музей Метрополитен, парижский Лувр и венский Художественно- исторический музей.


Публичное художественное собрание, Базель
Внутренний дворик базельского Публичного художественного собрания.


Базельское Публичное художественное собрание — наиболее почтенный (и по возрасту, и по ценности экспонатов) швейцарский музей. Более того, это вообще первая публичная (то есть открытая для всех желающих) художественная галерея в Европе.


Она родилась в 1672 году, и ее ядром стал кабинет Базилиуса Амербаха — коллекция картин, одиннадцатью годами ранее приобретенная городскими властями Базеля. Основу этой коллекции составляли именно работы Ганса Гольбейна Младшего, представленные в ней с максимальной полнотой. Вход в галерею был свободным и бесплатным.


Публичное художественное собрание, Базель
Знаменитая скульптурная группа Огюста Родена «Граждане Кале» (1885-1895), украшающая внутренний дворик галереи.


Члены семьи Амербах оставили заметный след в истории Базеля. Иоханнес Амербах (ок. 1450-1513) был родом из небольшого немецкого городка Аморбаха. Он учился в Париже, работал в типографиях Нюрнберга и Венеции, а в 1482 году перебрался в Базель. Спустя два года Иоханнес основал здесь собственную книгопечатню. В 1492-1493 годах в Базеле останавливался Альбрехт Дюрер — он сотрудничал с этой книгопечатней, а с ее хозяином подружился на всю жизнь.


Иоханнес Амербах изредка приобретал картины, однако первым настоящим коллекционером в семье стал его сын, Бонифациус (1495-1562). Бонифациус Амербах был юристом, причем весьма уважаемым, — об этом говорит хотя бы тот факт, что в 1525 году его избрали профессором Базельского университета. Семью годами ранее, в 1518 году, Гольбейн написал портрет Б.Амербаха — это событие положило начало их дружбе. Амербах восхищался работами Гольбейна и с удовольствием покупал их. Религиозные полотна художника он в буквальном смысле сохранил для потомков — присутствие в частной коллекции спасло их от гибели во время начавшихся в Базеле религиозных стычек. Помимо живописи, Бонифациус собирал монеты, медали, ювелирные украшения и рисунки.


Публичное художественное собрание, Базель
«Портрет Бонифациуса Амербаха» (1525) кисти Гольбейна.


Его сын, Базилиус Амербах (1533-1591), унаследовал от отца как преданность наукам, так и любовь к искусству. Он значительно расширил коллекцию отца, пополнив ее новым отделом (с элементами кунсткамеры), содержавшим любопытные и курьезные экспонаты из мира живой природы. Базилиус вел обширную переписку со своими агентами в разных уголках мира. Количество входящих в собрание работ Гольбейна при нем увеличилось.


После смерти Базилиуса Амербаха хозяином коллекции стал его племянник, Людвиг Изелин (1559-1612). За несколько лет до ее продажи в 1661 году семьей Изелин городу коллекция была описана: на этот момент в нее входило 49 картин, почти 2000 рисунков и около 4000 гравюр. Открытый в 1672 году публичный музей расположился в специально реконструированном для него здании на Мюнстерплац, одной из центральных площадей Базеля.


Публичное художественное собрание, Базель
Эту вывеску, представляющую собой расписанную с двух сторон темперой деревянную панель, «сочинили» в 1516 году Ганс и Амброзиус Гольбейны. Рекламная надпись на панели предлагает желающим научиться читать услуги учителя Освальда Гейссхаслера — с обещанием вернуть деньги в случае неудачного опыта.


Почти сразу же галерея превратилась в одну из главных городских достопримечательностей. Появились у нее и новые жертвователи. Одним из них был известный базельский юрист и коллекционер Ремиджиус Фэиш (1595-1667), представитель династии архитекторов и ювелиров. Его собственная коллекция была передана в Публичное собрание в 1823 году, когда завершились долгие и запутанные разбирательства между его наследниками. Самыми замечательными экспонатами этого ценнейшего вклада стали написанные Гольбейном портреты Якоба Мейера и его жены — первые документально подтвержденные работы художника.


ШЕДЕВРЫ СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ


Публичное художественное собрание Базеля состоит из трех основных отделов: это художественный музей, в котором представлены немецкая живопись, голландские мастера XVII века и изобразительное искусство Франции (в том числе работы крупнейших импрессионистов и постимпрессионистов); кабинет рисунка и гравюры и музей современного искусства. Последний популярен ничуть не менее той же гольбейновской коллекции, и в этом нет ничего удивительного: он включает в себя, в частности, превосходную коллекцию картин художников-кубистов, подаренную базельскому музею Раулем Лароше. Лароше был швейцарским банкиром и известным коллекционером, жил в 1920-е годы в Париже в доме, специально для него спроектированном великим Корбюзье

Страниц: 1 2

Scroll to top