Собрание Фрика, Нью-Йорк — Импрессионизм
You Are Here: Home » Музеии » Собрание Фрика, Нью-Йорк

Собрание Фрика, Нью-Йорк

Собрание Фрика, Нью-Йорк

Собрание Фрика, Нью-Йорк


В то время, когда стиль рококо вышел из моды в Европе, возросла его популярность в Соединенных Штатах, и теперь многие знаменитые картины Фрагонара находятся за океаном.

Фрагонар был плодовитым художником, поэтому не удивительно, что его работы встречаются в музеях всего мира. На родине, во Франции, художник лучше всего представлен в Лувре; кроме того, ряд работ Фрагонара находится в провинции – в музее Пикарди в Амьене и музее Фрагонара в Грассе. Большой коллекцией французской живописи XVIII века владеет Собрание Уоллес в Лондоне. Отдельные полотна Фрагонара можно найти также в санкт-петербургском Эрмитаже и Национальной галерее в Вашингтоне.


frik_1.jpg (35001 bytes)
Фасад здания, в котором разместилось Собрание Фрика


Но во всем мире не найти второго музея, где творчество Фрагонара было бы представлено так широко, как в Собрании Фрика в Нью-Йорке. Особенность Собрания Фрика заключается в том, что именно здесь удалось собрать почти все шедевры Фрагонара, включая четыре картины, написанные по заказу мадам Дюбарри. В здании Собрания творчеству Фрагонара отведен отдельный зал, а сам музей считается одной из жемчужин в культурной сокровищнице США.

Собрание Фрика носит имя своего основателя Генри Клея Фрика (1849-1919) – промышленника и коллекционера. Фрик вырос на отцовской ферме в Пенсильвании, ему удалось получить лишь начальное образование. С ранних лет он начал работать секретарем и бухгалтером у своего деда, торговавшего мукой. В 1871 году Фрик вместе с двумя своими двоюродными братьями основал собственное дело – кокосовую печь для поставки топлива в соседний Питтсбург, крупнейший центр производства стали в США.


frik_2.jpg (28460 bytes)
Зал Фрагонара в Собрании Фрика


Вскоре после того, как была основана эта компания, Фрик взял банковский кредит. Отчет банковского инспектора, изучавшего возможность предоставления кредита, дает нам представление о характере Фрика: «Весь день проводит на работе, а вечера предпочитает проводить за чтением. Любит живопись – быть может, слишком страстно, но не настолько, чтобы можно было отказать ему в ссуде». Из этого отчета становится ясно, что тяга к живописи появилась у Фрика очень рано – в ту пору ему едва исполнилось 20 лет.

К тридцати годам, то есть к 1879 году, Фрик уже стал миллионером, а следующим летом впервые посетил Европу, куда отправился вместе с Эндрю Меллоном, процветающим бизнесменом и известным коллекционером, в будущем одним из основателей Национальной галереи в Вашингтоне. В 1881 году Фрик женился и тогда же сделал свое первое документально подтвержденное приобретение – купил картину современного и почти неизвестного теперь испанского художника Луиса Хименеса. Регулярно покупать картины Фрик начал ближе к середине 1880-х годов, когда стал одним из самых богатых людей Америки.


frik_3.jpg (28735 bytes)
Генри Клей Фрик со своей женой на Пя той авеню в Нью-Йорке, 1915 год.


Примерно в это же время Фрик приобрел в Питтсбурге новый дом, решив превратить его в галерею для собранных картин. Но узнав о том, как губительно действуют на краски и холсты ядовитые газы, выбрасываемые в воздух трубами сталелитейных заводов Питтсбурга, миллионер перевез свои сокровища в Нью-Йорк, в большой особняк, который он арендовал на Пятой авеню с 1905 по 1914 год.

А в 1914 году архитектор Томас Гастингс построил для Фрика на Пятой авеню новый особняк в стиле французских дворцов XVIII века.

Собирать картины Фрик продолжал до конца своей жизни. Незадолго до смерти, в 1919 году, он, в частности, купил картину Вермеера «Госпожа и служанка». Помимо картин, Фрик покупал рисунки, гравюры, эмаль, бронзу и фарфор. В последние годы жизни он широко занялся благотворительностью, взяв под свою опеку несколько больниц и школ. Свой дом и коллекцию произведений искусства миллионер завещал Нью-Йорку. Согласно последней воле Фрика, его особняк должен был стать публичной художественной галереей, «побуждающей молодых людей изучать изящные искусства и предоставляющей полезный отдых и развлечение людям всех возрастов».


frik_4.jpg (25409 bytes)
«Пейзаж с пешеходным мостиком» (1652) кисти
голландского пейзажиста XVII века Якоба ван Рейсдала
хранится в коллекции Фрика


В 1931 году, после смерти вдовы Фрика, особняк подвергся незначительной перепланировке; 16 декабря 1935 года его открыли для посещений.

В 1977 году к особняку пристроили новое крыло, но, несмотря на это, коллекция Фрика осталась на своем прежнем месте, и картины по-прежнему находятся почти в семейной обстановке.

ЗАБАСТОВКА


frik_5.jpg (19385 bytes)
Эндрю Карнеги, «стальной король Америки».
Продав свою компанию в 1901 году, Карнеги стал
самым богатым человеком в мире.


Фрик был тесно связан с крупным промышленником Эндрю Карнеги. В 1882 году Карнеги купил контрольный пакет акций компании Фрика, а в 1889 году Фрик стал управляющим сталелитейной компании «Карнеги, братья и компания». Тремя годами позже, в 1892 году, на сталелитейном заводе Карнеги в Хоумстеде, штат Пенсильвания, вспыхнула забастовка. Рабочие требовали поднять зарплату. В ответ Фрик нанял штрейкбрехеров и 300 частных охранников, которые должны были защищать завод от нападения забастовщиков. 6 июля произошло столкновение между бастующими и охранниками, в результате чего несколько человек были убиты. Легкое пулевое ранение и удар ножом получил при этом и сам Фрик. Вступившая в дело Национальная гвардия помогла очистить завод от забастовщиков

Страниц: 1 2

Scroll to top