You Are Here: Home » Музеии » Старая Пинакотека, Мюнхен

Старая Пинакотека, Мюнхен

Старая Пинакотека славится не только наиболее полным собранием работ Дюрера, но и лучшей в мире коллекцией немецкой живописи эпохи Северного Возрождения.

Гравюры Дюрера на дереве и на меди расходились в огромном количестве копий, и поэтому их можно встретить в большинстве крупных музеев мира. Широко разлетелись по свету и многочисленные рисунки художника. Лучшая коллекция рисунков Дюрера (более 150 единиц) хранится в венском графическом собрании Альбертина, немало их и в Британском музее в Лондоне. Что же касается картин Дюрера, то большинство из них остается в Германии, хотя рядом шедевров располагают также галерея Уффици во Флоренции и мадридский музей Прадо.

Несколькими работами своего великого земляка гордится нюрнбергский музей. Отдельные его произведения присутствуют в экспозициях берлинского Городского музея, Дрезденской галереи и венского Художественно-исторического музея. Однако лучше и шире всего работы Дюрера представлены в Старой Пинакотеке Мюнхена. Здесь насчитывается около дюжины полотен Дюрера. Они составляют ядро крупнейшей в мире коллекции немецкой живописи эпохи Северного Возрождения.

Старая Пинакотека, Мюнхен

Старая Пинакотека, Мюнхен

Образ Старой Пинакотеки — ее фасад,выдержанный в ренессансном стиле.

Старая Пинакотека была официально открыта в 1836 году — впрочем, истоки ее собрания уходят во времена Дюрера. Начало ему положил Вильгельм IV, герцог Баварский (1493-1550). В год смерти Дюрера Вильгельм заказал шестнадцать картин, изображающих библейских и античных героев, для своего мюнхенского замка. В выполнении заказа участвовали практически все крупнейшие немецкие художники того времени. Наиболее ценной из созданной таким образом серии считается картина «Битва ессеев» Альбрехта Альтдорфера, также находящаяся теперь в Старой Пинакотеке.

Сын Вильгельма, Альбрехт V, правивший Баварией с 1550-го по 1579 год, продолжил дело своего отца. Именно при нем Мюнхен превратился в крупный культурный центр. Он же предпринял кардинальную перестройку родового замка. В результате реконструкции здесь появился целый дворцовый комплекс для хранения книг, картин и античных статуй.

Следующий представитель династии, сын Альбрехта Вильгельм V, оказался таким страстным собирателем, что чуть не потратил на произведения искусства все доставшееся ему наследство. В 1597 году он отрекся от престола в пользу своего сына, Максимилиана I, правившего герцогством до самой своей смерти, последовавшей в 1651 году.

Максимилиан не меньше своих предшественников ценил искусство. Особой его любовью пользовались работы Дюрера. Герцог постепенно приобрел несколько картин художника. Среди них были подлинные шедевры — Геллеровский алтарный образ (он погиб во время пожара в замке, случившегося в 1729 году) и «Четыре апостола». Максимилиан не ограничивался только немецким искусством, делая заказы многим виднейшим мастерам своего времени. В частности, в 1615 году он заказал Рубенсу серию из четырех «охотничьих» картин. В настоящее время в Старой Пинакотеке находится только одна из них — «Охота на гиппопотама и крокодила».

В 1777 году земли герцогства отошли к курфюрсту Карлу Теодору. После его кончины (1799 год) к власти пришел курфюрст Максимилиан IV, провозглашенный в 1806 году королем Баварским. Со сменой правящего дома в Мюнхен стали свозить произведения искусства со всей Германии, но во время Наполеоновских войн часть картин оказалась во Франции. Почти все эти работы уже не вернулись на родину. Одним из счастливых исключений стала «Битва ессеев» Альтдорфера.

"Битва ессеев" Альбрехта Альтдорфера

"Битва ессеев" Альбрехта Альтдорфера

«Битва ессеев» Альбрехта Альтдорфера — величайшее сокровище музея. Картина была написана по заказу Вильгельма IV, основателя собрания Старой Пинакотеки.

Битва амазонок, Рубенс

Битва амазонок, Рубенс

Собрание работ Рубенса, являющееся предметом гордости Старой Пинакотеки, уступает лишь коллекции мадридского музея Прадо. Одна из этих работ — картина «Битва амазонок».

В 1825 году Максимилиана сменил на баварском троне его сын, Людвиг I. При нем в Мюнхене построили Глиптотеку для хранения и экспозиции скульптур, а в 1826 году началось возведение картинной галереи (Пинакотеки). Оба здания спроектировал виднейший архитектор Лео фон Кленце (1784-1864). Здание Глиптотеки выдержано в классическом стиле, а здание Пинакотеки — в итальянском стиле эпохи Возрождения. В 1836 году Пинакотеку, как уже отмечалось, открыли для свободного посещения.

Страниц: 1 2

Scroll to top