Театр-музей Дали.
Театр-музей Дали.
Театр-музей Дали
Музей Дали в Фигерасе знаменит не только своей экспозицией, но и тем, что стал местом вечного успокоения великого художника.
Самое интересное собрание работ художника находится в Театре-музее Дали в его родном городе Фигерасе. Дали принимал непосредственное участие в создании этого музея.
Здание, в котором расположен музей, было построено в 1849 году как театр, но после пожара, случившегося во время гражданской войны, от него остались лишь наружные стены. Превращение бывшего театра в музей началось в 1960 году, когда мэром Фигераса был избран Рамон Ровира.
Персональный проект
Мэр города, озабоченный тем, что в Фигерасе плохо помнят о своём знаменитом земляке, попросил Дали написать картину для местного музея. В ответ художник предложил ему создать не картину, а новый музей, перестроив для этих целей старинный театр. С этим зданием был связан примечательный факт биографии художника. Именно там четырнадцатилетний Сальвадор впервые выставил свою работу. Побывавший на выставке журналист предсказал в своём обзоре, что Дали «станет великим художником». Была ещё одна причина для такого выбора. По словам Дали, «поскольку вся моя жизнь была театром, лучшего места для музея, чем театр, не найти».
Мэру очень понравилась идея Дали, но потребовалось долгое время на то, чтобы найти деньги и одолеть бюрократические рогатки. Проект был утверждён испанским правительством 26 июня 1970 года, а уже 13 октября начались строительные работы. Официальное открытие музея состоялось 28 октября 1974 года. Многие предсказывали новому музею большой успех и не ошиблись. Очень скоро он стал вторым по посещаемости музеем Испании, уступая только знаменитому музею Прадо в Мадриде.
Музейный комплекс — с высоты птичьего полета
Уникальные дары
Дали видел музей не просто местом, где будут собраны его работы, но, в большей степени, монументом, увековечивающим его идеи и личность. А поскольку идеи и личность Дали всегда отличались необычностью, то и музей получился не похожим ни на один другой музей в мире. Каждый уголок музея продуман так, что сам по себе является синтетическим произведением искусства, объединяя живопись, скульптуру, мебель, декор и украшения (среди них встречаются довольно странные — вроде позолоченного скелета гориллы). Некоторые залы оформлены в неоклассическом стиле, другие, с броско окрашенными наклонными стенами, напоминают увеселительный парк.
Во время постройки музея Дали поддерживал постоянную связь с архитекторами и строителями. В частности, он подружился с Эмилио Пересом Пиньеро, который предложил возвести над тем местом, где когда-то была театральная сцена, спроектированный им прозрачный решетчатый купол. Дали поддержал это предложение — так появилась эта, ставшая одной из главных достопримечательностей Фигераса, конструкция.
Снаружи музей сохранил облик выстроенного в неоклассическом стиле театра, но этот облик «остранен» эпатажными скульптурами Дали. Так, на балконе фасада установлена группа фигур, центральная из которых изображает Дали одетым в водолазный костюм (напоминание о лекции, прочитанной художником в 1936 году). Перед зданием высится бронзовая скульптура Дали «Поклон Ньютону» (1985) — она отсылает зрителя к аморфным формам, встречающимся на некоторых картинах художника 1930-х годов и считающимся визитной карточкой сюрреализма.
Среди остальных скульптур выделяются три крупные копии, воспроизводящие парижский памятник французскому художнику XIX века Эрнесту Месонье, чья отточенная техника оказала большое влияние на манеру Дали. Месонье представлен также в музейном «Зале шедевров», где собраны картины разных художников из частной коллекции Дали (от Эль Греко до Марселя Дюшана) и его собственные работы.
Изображение над старой сценой представляет собой увеличенную копию декораций, созданных Дали для поставленного в нью-йоркской Метрополитен-опера в 1941 году балета «Лаберинто». Изображение проецируется на внутреннюю сторону купола.
Каждый зал музея имеет свои особенности и своё название. Посетитель найдёт, например, в музее зал Мэй Уэст, зал Рю Траян и зал торговцев рыбой. В зале Мэй Уэст выставлена сделанная в 1974 году копия знаменитой софы (1936), повторяющей очертания губ кинозвезды. Зал Рю Траян получил название в честь таблички с названием этой улицы, снятой Дали с одного из домов в Каннах. Зал торговцев рыбой расположен на нижнем этаже музея, на том самом месте, где в развалинах сгоревшего театра некогда размещался главный рыбный рынок Фигераса, — отсюда и название зала.
Самый последний дар
В подвальном этаже здания сооружен склеп, в котором находится могила Дали. Художник сам пожелал быть погребённым в музее. Дали похоронили здесь 25 января 1989 года. На надгробной плите выбит титул — «маркиз де Пуболь», — дарованный Дали королём Хуаном Карлосом в 1982 году за «исключительный вклад в испанскую культуру».
Розовый фасад башни Галатеи, усыпанный буханками хлеба и увенчанный гигантскими яйцами. На заднем плане виден решетчатый купол Переса Пиньеро.
Башня Галатеи
Вскоре после открытия музей вырос из театрального здания, и его комплекс дополнился башней Галатеи. Именно в этой башне Дали провёл последние пять лет своей жизни, там же он и умер. У башни долгая история. Некоторые её участки включают в себя остатки средневековой городской стены. Внутренние постройки башни относятся в основном к XIX веку, а внешняя часть с её розовым фасадом, увенчанным гигантскими яйцами, спроектирована Дали в 1983 году
Страниц: 1 2