You Are Here: Home » Термины » Термины — А: абстракционизм, автопортрет, ар нуво, ахроматические тона

Термины — А: абстракционизм, автопортрет, ар нуво, ахроматические тона

Термины — А: абстракционизм, автопортрет, ар нуво, ахроматические тона

 


А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я




A



Абстракционизм (англ. аbstractionism, франц. abstractionnisme, abstractivisme, от лат. abstractus-отвлеченный), беспредметное искусство, конфигуративное искусство, конкретное искусство — направление в искусстве ХХ в., ставящее во главу угла формальные элементы — линию, цветовое пятно и отвлеченную конфигурацию.


Абстракционизм сформировался в 1910-х гг. сразу в нескольких европейских странах. Крупнейшими его представителями и основоположниками были В.В.Кандинский и К.С.Малевич в России, П.Мондриан в Голландии, Р.Делоне и Ф.Купка во Франции. Разработанный ими метод отвлеченных построений служил для выражения внутренних закономерностей и постигаемых с помощью интуиции сущностей, которые скрываются за преходящими явлениями видимого мира. Для В.В.Кандинского, К.С.Малевича и П.Мондриана первоэлементами формы были наделенные духовным содержанием живописные знаки, из которых складывались пластические формулы, отражавшие отношения между элементами универсума. Р.Делоне, в свою очередь, отвергая идеалистическую метафизику единомышленников, ограничивался исследованиями живописного языка, концентрируя свое внимание на динамических качествах цвета.


Существуют две разновидности абстракционизма, которые наметились после его появления: геометрический, основанный на правильных четко очерченных конфигурациях (К.Малевич, П.Мондриан и близкий к ним Р.Делоне), и лирический, в основе которого лежат свободно текущие формы (В.В.Кандинский).


Наибольшего расцвета абстракционизм достиг после второй мировой войны, став главным направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки.


Современные художники отдают предпочтение лирической абстракции, внутри которой зародились новые течения: абстрактный экспрессионизм (Дж.Поллок, Х.Хофман, А.Горки, Р.Мазеруэлл, М.Ротко, Ф.Клайн), ташизм (Ж.Матье, П.Сулаж, Ж.Базен, Э.Бедова, А.Йорн), иероглифический абстракционизм (М.Тоби, М.Грейвз, Дж.Бисье, А.Мишо), которые утрачивают универсально-метафизическую основу. Эти течения используют абстрактную форму только для непосредственной фиксации психических состояний, переживаний и ощущений художника.




Автопортрет (от греч. autos-сам и франц. portrait — портрет, англ.self-portrait, франц. autoportrait, нем.Selbstbildnis) — живописное, графическое или скульптурное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов. Художник может быть представлен в разных обличьях, в разных одеждах, его изображение может быть включено в жанровую сцену или групповой портрет.




АР НУВО (франц. art nouveau-новое искусство) — распространенное в некоторых европейских странах название стиля модерн, возникшее благодаря одноименной выставке, проводимой в Цюрихе в 1952 г. и посвященной этому стилю.




Ахроматические тона — так называемые бесцветные, серые тона, различающиеся по светлоте и близости к белому или черному.




По материалам из книги «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма»/ Сост. Т.Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.


 

Scroll to top