You Are Here: Home » Термины » Термины — Ф: фактура, фовизм, фон, футуризм

Термины — Ф: фактура, фовизм, фон, футуризм

Термины — Ф: фактура, фовизм, фон, футуризм

 


Термины


А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я




Ф


Фактура (лат. factura — обработка, строение) — характер поверхности и ее воспроизведение в художественном произведении. Фактурные особенности зависят от физических свойств натуры (яркие природные краски передаются в живописи более густыми рельефными мазками), от назначения и размеров произведения (фактура эскиза или этюда более свободная, чем фактура картины). В XVI — XVIII вв. художники отдавали предпочтение гладкой, «скрытой» фактуре живописи, а в XIX — ХХ вв. они открыли для себя «явную» фактуру, используя для ее создания широкий мазок и неровно нанесенные слои краски.




Фовизм (от франц. fauve-дикий), «дикие» — направление во французском искусстве начала ХХ в., крупнейшими представителями которого были А.Матисс, Ж.Руо, А.Дерен, А.Марке, М.Вламинк, Ж.Брак, Р.Дюфи, О.Фриез, Ж.Фландрен, К. ван Донген. Впервые фовисты громко заяви ли о себе на парижской выставке 1905 г. Публика была шокирована настоящей вакханалией цвета, «дикой» выразительностью кричащих красок, что и послужило причиной возникновения столь странного названия.

Имеющая декоративную направленность живопись фовистов отличается преимущественным использованием насыщенных чистых цветов, контрастным сочетанием хроматических плоскостей, заключенных в темный широкий контур, обобщенностью формы, лишенной объема и данной вне законов линейной перспективы.

Некоторые черты, непосредственно присущие фовизму, объединяли его с одновременно возникшим с ним экспрессионизмом.




Фон (франц. fond, букв. — дно, глубинная часть) — задний, пространственный план композиции. Он может быть нейтральным (лишенным какого-либо изображения) или включать в себя элементы пейзажа, интерьера, орнамент и т.д.




Футуризм (от лат. futurum-будущее) — литературно-художественное направление в Италии и России начала ХХ в. Его появление было ознаменовано опубликованием в 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянского поэта Ф.Т.Маринетти.

В следующем году Ф.Т.Маринетти оказался во главе группы художников, полностью разделявших его взгляды: У.Боччони, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северини, Дж.Балла.

В своих многочисленных программных документах футуристы полностью отвергали завоевания традиционной культуры и все свои помыслы обращали в будущее, связывая их с развитием индустриальной эпохи все ускоряющихся темпов жизни.

Творчество футуристов во многом обусловлено влиянием кубизма, но они отвергали его основополагающий принцип анализа формы и стремились к непосредственному эмоциональному отображению окружающего их мира высоких скоростей.

Футуристы разработали особый тип картины, так называемые «энергетические» композиции, представляющие собой раздробленные на фрагменты геометрические фигуры и пересекающие их острые углы. Один из основных принципов их построения — симультанность, одновременное представление различных моментов движения.

Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства, которое включает в себя реальное пространство и охватывает зрителя со всех сторон (пластико-динамические комплексы Дж.Балла).

После первой мировой войны движение футуристов идет на спад, но в 1920-х гг. его принципы возрождаются в движении «второго футуризма» (Э.Прамполини, Ф.Деперо).

В России футуризм был представлен кубофутуристическими работами Д.Д.Бурлюка и О.В.Розанова.




По материалам из книги «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма»/ Сост. Т.Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.


 

Scroll to top