You Are Here: Home » Термины » Термины — Н: «Наби», «набиты», назарейцы, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм, нюанс

Термины — Н: «Наби», «набиты», назарейцы, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм, нюанс

Термины — Н: «Наби», «набиты», назарейцы, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм, нюанс

 


А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я




Н


«Наби», «Набиты» (франц. nabis — пророки от др.-евр. наби — пророк) — группа художников, существовавшая в конце 1880-х — начале 1900-х гг. в Париже. В нее входили такие известные живописцы, как П.Боннар, Э.Вюйар, М.Дени, П.Серюзье, П.Рансон, К.Руссель и др., а также график Ф.Валлоттон и скульптор А. Майоль.

Под влиянием достижений постимпрессионизма особенно творчества П.Гогена они разработали вариант стиля модерн, близкий к символизму. Главным средством выражения набидов был цвет.

Их работы отличались декоративной обобщенностью форм, причудливые ритмы которых напоминали звучание музыкальных инструментов.

В композиции использовали характерное для постимпрессионизма плоскостное изображение натуры и четкий широкий контур.




Назарейцы (от нем. Nazarener — название прически с длинными волосами) — группа немецких и австрийских художников-романтиков, которая в 1809 г. образовала «Союз св. Луки».


Полуироническое название объединения появилось от традиционного наименования прически с длинными волосами «алла назарена», известной по автопортретам А.Дюрера.

Одним из основателей братства назарейцев стал Ф.Овербек, который вновь ввел в моду прическу «алла назарена».

С 1810 г. назарейцы в составе П.Корнелиуса, Ф.Овербека, Ф.Пфорра, Ю.Кнорр фон Карольсфельда и др. обосновались в старом заброшенном монастыре Сан-Исидоро, где они жили на манер средневековых религиозных братств и художественных артелей.

Назарейцы поставили перед собой высокую цель возродить духовность в искусстве, которая, как они считали, не сохранилась в живописи Нового времени. Поэтому образцами для подражания они выбрали полотна А.Дюрера, Перуджино и ранние работы Рафаэля. Однако произведения назарейцев, как отдельные так и коллективные, например росписи в доме Бартольди в Риме 1816-17 гг. (ныне Национальная гaлерея Берлина), несут на себе оттенок холодной стилизации. В 1820-х гг. группа начала постепенно распадаться, и к концу 1830-х гг. почти все ее участники вернулись на родину.




Натура (от лат. natura — природа) — предметы и явления окружающего мира, а также люди и живые существа, которые могут служить художнику в качестве модели.

Непосредственно и целиком с натуры выполняются наброски, зарисовки, этюды, полностью или частично с натуры пишутся портреты, пейзажи и натюрморты. Тщательное изучение натуры может происходить как в естественных условиях (пленэр), так и в условиях мастерской при работе с натурщиком.




Натюрморт (франц. nature morte, англ. still life, нем. Stilleben) — жанр изобразительного искусства, воспроизводящий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и объединенные, созданным художником контекстом.

Изображение предметов может быть реальным или фантастическим, иллюзионистическим, наделенным особым символическим смыслом.

Еще античные и средневековые художники любили изображать предметы, но первым натюрмортом, отвечающим всем критериям жанра, считается картина венецианского мастера Якопо де Барбара (1504).

Расцвет жанра падает на ХVII в.: пышностью форм и богатством красок отличаются изображения даров природы на картинах фламандцев Ф.Снейдерса, Я.Фейта, простота и величие композиции выделяет работы испанских мастеров Ф.Сурбарана, Х.С.Котана, но особенно разнообразен и изыскан голландский натюрморт, окутанный атмосферой домашнего уюта (П.Клаас, В.Хеда, В.Калф, А.Бейерен). Мастером натюрморта во Франции в XVIII в. был Ж.Б.Шарден, лаконичные и простые по композиции работы которого утверждали красоту, гармонию и достоинство обыденной жизни.

Творчество художников XIX в. значительно расширяет привычные рамки жанра: О.Домье наделяет свои натюрморты острым социальным звучанием; прозрачность и воздушность полотен Э.Мане подчеркивают изменчивую красоту мира; конструктивный и синтетический художественный язык П.Сезанна, обладающий монументальностью и философским смыслом, использует цвет для создания почти скульптурной объемной формы; экспрессивный мазок и символика ярких цветовых пятен В.ван Гога заставляют заговорить самые обычные вещи. Натюрморт ХХ в. отмечен разнообразными художественными экспериментами, цель которых — выявление многоаспектности и геометрической структуры предметов материального мира (кубисты П.Пикассо и Ж.Брак во Франции, В.Е.Татлин, Л.С.Попова в России).

Многие художники через изображение предметов пытались выразить собственное понимание мира и собственной личности (участники объединения «Голубая роза» П.В.Кузнецов и М.С.Сарьян; члены группы «Бубновый валет» П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Куприн и Р.Р.Фальк; А.Матисс во Франции, Дж.Моранди в Италии).




Неоимпрессионизм (от франц. neo-impressionnisme) — течение в живописи, возникшее во Франции примерно в 1885 г

Страниц: 1 2

Scroll to top