Термины — П: палитра, панно, пастель, пастозность, пейзаж, пленэр, Понт-Авенская группа, портрет, постимпрессионизм, пуантилизм, пуризм
Термины — П: палитра, панно, пастель, пастозность, пейзаж, пленэр, Понт-Авенская группа, портрет, постимпрессионизм, пуантилизм, пуризм
Термины
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я
П
- Палитра
- Панно
- Пастель
- Пастозность
- Пейзаж
- Пленэр
- Понт-Авенская группа
- Портрет
- Постимпрессионизм
- Пуантилизм
- Пуризм
Палитра (франц. palette) — совокупность красок, которыми пользуется художник при создании живописного произведения.
Панно (франц. panneau) — живописное произведение, служащее для украшения стены, потолка архитектурного сооружения, выполненное на холсте маслом или темперой вне предназначенного ему места.
Пастель (франц. pastel, итал. pastello, от pasta — тесто) — цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также живопись и рисование ими. Пишут пастелью по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному холсту и т.д. Причем начинают жесткими карандашами, а заканчивают мягкими. Красочный порошок растушевывают пальцами или специальной растушкой.
Работы, выполненные пастелью, отличаются бархатистой матовой поверхностью красочного слоя, звучным и чистым цветом, мягкостью красок, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Среди импрессионистов своим увлечением пастелью выделялся Э.Дега.
Пастозность (от итал. pastoso — тестообразный) — художественный прием, выражающийся в утолщении красочного слоя в результате нанесения густых мазков непосредственно на грунт или на уже просохшие слои.
Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма композиции.
Пейзаж (франц. paysage, англ. landscape, нем. Landschaft) — жанр изобразительного искусства или отдельные его произведения, показывающие природу и окружающую человека среду. В зависимости от того, на чем сосредоточено внимание художника, и характера изображения выделяют сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж, к особой разновидности пейзажа относятся изображения водной стихии — морской (марина) и речной пейзажи. Кроме того, пейзаж может быть историческим, показывающим облик Земли в прошлом или отражающим вечные законы развития природы, — и фантастическим, основанным на воображении художника.
Большое распространение получил космический, или астральный, пейзаж — реально увиденное с Земли или придуманное звездное пространство, а также изображения планет и других космических объектов.
Начиная с XVI в. пейзаж оформляется в самостоятельный жанр и появляются его основные разновидности: лирический, героический, документальный пейзаж. Это связано с творчеством таких художников, как П. Брейгель в Нидерландах, А.Альтдорфер в Германии, П.Рубенс во Фландрии, Я.ван Гойен, Рембрандт, Я.ван Рёйсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Уоррен во Франции, Ф.Гварди в Италии.
Основное завоевание XIX в. в области пейзажа — пленэр — привело к возникновению импрессионизма (французы Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар), открывшего новые возможности в передаче пространства, изменений световоздушной среды, сложной цветовой гаммы. Ведущие пейзажисты конца XIX-начала ХХ в. (П.Сезанн, В.Ван Гог, А.Матисс во Франции, М.С.Сарьян в Армении, А.И.Куинджи, Н.К.Рерих в России) пытаются решить сложные философские проблемы, расширяют эмоциональные и ассоциативные качества пейзажной живописи
Пленэр (франц. plein air, букв. открытый воздух) — передача в живописи изменений, происходящих в природе в естественных условиях, под действием солнечного света, воздуха и атмосферных явлений.
Пленэрная живопись, в отличие от работы в мастерской, занимается изучением окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, теней, наблюдаемых на открытом воздухе. Ее основные признаки — светлый колорит, чистый сияющий цвет, ощущение световоздушной среды и т.д.
Расцвет пленэрной живописи падает на XIX в. Особого успеха в пленэризме добились Дж.Констебл в Англии, К.Коро и художники-барбизонцы во Франции, С.Ф.Щедрин и А.А.Иванов в России. Однако самая последовательная и тщательная разработка проблем пленэра принадлежит импрессионистам, у которых свет и воздух приобретают важное самостоятельное значение.
Понт-Авенская группа (франц. Pont-Aven, от pont — мост и Aven — название реки) — объединение французских постимпрессионистов. Понт-Авен — небольшая бретонская деревушка на севере Франции, известная своим тихим патриархальным укладом и живописными пейзажами. На протяжении многих лет она привлекала художников из разных стран Европы. В 1886 г. туда приехал П.Гоген, чтобы отдохнуть от шумной суеты Парижа. В 1888 г.за ним последовали Э.Бернар, Л.Анкетен, П.Серюзье и Я.Веркаде