Термины — Т: тень, теплый цвет, техника, тон, тональность — Импрессионизм
You Are Here: Home » Термины » Термины — Т: тень, теплый цвет, техника, тон, тональность

Термины — Т: тень, теплый цвет, техника, тон, тональность

Термины — Т: тень, теплый цвет, техника, тон, тональность

 


Термины


А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я




Т


Тень (англ. shade, shadow,франц. ombre, нем. Schatten) — скрытые от источника света, наименее освещенные детали художественного произведения, изображенных в нем фигур, предметов, пространства. Различают тень объемной формы и падающую тень. Понятие тени не совпадает с понятием темного, так как тень на светлом предмете, например, отличается обилием рефлексов и поэтому бывает очень легкой. Импрессионисты первыми отказались от темных, черных теней в пользу цветных и прозрачных.




Теплый цвет — цвет, относящийся к теплой части спектра (красные, оранжевые, желтые тона).




Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) — совокупность знаний, навыков, способов и приемов, необходимых для создания художественного произведения.

В более узком специальном смысле техника означает индивидуальную манеру художника, его почерк, способ нанесения мазка и т. д., приближаясь по значению к понятию мастерства.




Тон (франц. ton, от греч. tonos-ударение, напряжение) —

1) начальный, простейший элемент светотени в природе и в художественном произведении: степень светлоты, светонасыщенность отдельных участков пространства, фигур и предметов в зависимости от интенсивности их освещенности. Так как природный диапазон света и тени красящих материалов гораздо больше того, который в силу технических причин может себе позволить художник, в живописи и графике существует не столь обширная, но довольно богатая оттенками пропорциональная шкала для воспроизведения естественного светотеневогo тона;

2) начальный, простейший элемент цвета в природе и колорита в художественном произведении: интенсивность цветового оттенка, соответствующего воспроизводимому участку натуры или изображения по отношению к основным цветам спектра, выражающее его отличительные черты (огненно-красный, золотисто-оранжевый, лимонно-желтый и т. д.);

3) общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определяемый целым диапазоном его светотеневых градаций от самого темного до самого светлоro тона;

4) общий тон, близкий по значению к тональности и цветовой гамме полотна — цветовой строй художественного произведения или мотива, его основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины, создающий единый колорит (золотистый, теплый, холодный и т. д.) и лежащий в основе «тональной» живописи.




Тональность (франц. tonalite) — общий колористический или светотеневой строй произведения живописи или графики. Чаще употребляется по отношению к цвету, приближаясь по значению к понятию цветовой гаммы и общего цветового тона.

В графике указывает на характер общего светотеневого тона.




По материалам из книги «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма»/ Сост. Т.Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.


 

Scroll to top