You Are Here: Home » Музеии » Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция

Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция

Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция

Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция


Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине знаменита своими фресками, изучать которые сюда приходили и Леонардо да Винчи, и Микеланджело.


Творческая карьера Мазаччо продолжалась всего шесть лет, поэтому не удивительно, что его наследие невелико. Среди немногочисленных работ живописца особенно знамениты его выдающиеся фрески, которые по-прежнему находятся там, где он написал их, а именно в двух флорентийских церквях — Санта Мария Новелла (здесь можно увидеть «Троицу») и в капелле Бранкаччи при церкви Санта Мария дель Кармине. Фрески капеллы Бранкаччи настолько значительны для истории искусства, что их назвали «основанием, на котором зиждется все здание европейской живописи».


Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция
Фасад церкви Санта Мария дель Кармине


Строительство церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции началось в 1268 году, но освящена она была только в 1422 году. Мазаччо запечатлел это событие на одной из фресок церкви. Фреска называлась «Сагра» и считалась знаменитейшей работой художника, но, к сожалению, была уничтожена приблизительно в 1600 году во время ремонта.


Капелла Бранкаччи — чудом сохранившаяся старинная часть церкви, неоднократно перестраивавшейся. Семейство Бранкаччи построило эту капеллу в середине XIV века, а украшающие ее фрески были заказаны Мазаччо и Мазолино скорее всего Феличе Бранкаччи (1382-ок. 1450), который оставался владельцем капеллы с 1422 по 1434 год. Феличе состоял на дипломатической службе и часто уезжал из города. До нас не дошли документы XV века, подтверждающие работу Мазаччо и Мазолино над фресками в семейной капелле, однако историки полагают, что Феличе заказал роспись вскоре после возвращения из Каира в 1423 году. Таким образом, время написания фресок сужается до периода, ограниченного 1425-1428 годами. Маловероятно, чтобы работа была начата ранее 1425 года, поскольку Мазолино, который, по всей видимости, первым приступил к росписи капеллы, отсутствовал в городе до конца 1424 года. Прекращена же работа была не позже 1428 года, когда умер Мазаччо, а Мазолино уехал в Рим.


Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция
Живописные сокровища церкви Санта Мария дель Кармине
скрыты за скромными стенами фасада.


Из-за отсутствия документальных подтверждений точная дата создания фресок навсегда останется загадкой, однако для исследователей не представляет труда определить, какая часть работы выполнена Мазаччо и какая — Мазолино. Основные признаки, по которым следует различать стили этих двух художников, сформулировал еще Вазари. В своей книге, вышедшей в XVI веке, он сравнивал две фрески с изображением Адама и Евы, находящиеся в капелле Бранкаччи напротив друг друга. Одна — «Искушение», вторая — «Изгнание из рая». Как отметил Вазари, обнаженные фигуры Мазолино на фреске «Искушение» выглядят более изящными, почти невесомыми, в то время как фигуры, написанные Мазаччо на фреске «Изгнание из рая», воспринимаются как физически плотные тела, занимающие определенное место в пространстве картины. Кроме того, лица Адама и Евы у Мазолино кажутся кукольными, неживыми, а лица Адама и Евы Мазаччо исполнены трагической страсти.


Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция
Фреску «Святой Петр, исцеляющий калеку и воскрешающий Тавифу»
долгое время приписывали Мазаччо. Однако проведенный в ходе реставрации тщательный анализ показал, что автором, скорее всего,
является Мазолино.


Все остальные фрески в капелле Бранкаччи посвящены эпизодам из жизни святого Петра. Возможно, что сцены с Адамом и Евой были включены для того, чтобы показать источник первородного греха. Фрески расположены в два ряда по боковым и задней стенам капеллы. Всего сохранилось двенадцать сцен, шесть из которых полностью, или почти полностью, написаны Мазаччо.


Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция
Фрагмент фрески «Крещение неофитов» (1425), на котором изображены новообращенные христиане, слушающие проповедь апостола Петра.


После того как Мазолино и Мазаччо прервали работу — будто бы ради выгодных заказов, почему они и поспешили в Рим, — фрески в капелле Бранкаччи оставались незавершенными на протяжении более полувека. Лишь в 1480-х годах их дописал Филиппино Липпи.

ФИЛИППИНО ЛИППИ

Филиппино Липпи (ок. 1457 — 1504) — художник, который завершил работу над фресками, начатыми Мазаччо и Мазолино, в капелле Бранкаччи. Он был сыном и учеником Филиппо Липпи (ок. 1406-1469), бывшего в свое время монахом кармелитского монастыря во Флоренции. Современники свидетельствовали, что стать художником он захотел после того, как увидел Мазаччо за работой в капелле.


Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция
Фреска «Воскрешение сына Теофила и апостол Петр на кафедре»
находится в нижнем ряду на левой от алтаря стене капеллы.


Филиппо Липпи изгнали из монастыря за любовную связь с монахиней. Плодом их страстной любви и стал Филиппино, который спустя десятилетия завершил фреску Мазаччо «Воскрешение сына Теофила» в капелле Бранкаччи. Он постарался не нарушить замысел своего великого предшественника, поэтому кропотливо копировал его манеру. Кроме того, Филиппино написал три новых фрески на остававшихся до тех пор пустыми стенах капеллы. Как художник Липпи-младший прославился алтарными образами, портретами, фресками, но особенно своими рисунками.


По материалам «Художественная галерея

Страниц: 1 2

Scroll to top