You Are Here: Home » Музеии » Вилла Вальмарана, Виченца

Вилла Вальмарана, Виченца

Вилла Вальмарана, Виченца

Вилла Вальмарана, Виченца


Наиболее полно фрески Тьеполо представлены на вилле Вальмарана, что неподалеку от итальянского города Виченцы.

Как известно, наибольшую славу Тьеполо принесли фрески. Их невозможно перенести со стен зданий, на которых они были написаны мастером, ни в какую картинную галерею. Поэтому, чтобы вполне понять стиль Тьеполо, необходимо побывать хотя бы в одном из этих зданий. Всемирно известны фрески, созданные художником для епископского дворца в Вюрцбурге, но все же большинство искусствоведов сходится во мнении, что вершиной творчества Тьеполо являются настенные росписи, выполненные им на вилле Вальмарана (близ Виченцы). Эти фрески менее масштабны, чем вюрцбургские, но зато расположены таким образом, что зритель легко может рассмотреть на них каждую, даже самую мелкую, деталь. Вилла Вальмарана представляет особый интерес еще и потому, что в прилегающей к ней пристройке можно увидеть фрески, созданные Доменико Тьеполо, сынок знаменитого художника.


valmarana_1.jpg (30497 bytes)
Фасад виллы Вальмарана


Возвращаясь к картинам Джованни Тьеполо, заметим, что достаточно обширным собранием работ художника располагают сразу несколько музеев – Институт искусств в Чикаго, галерея Куртольда в Лондоне и Национальная галерея в Вашингтоне.

Два цикла фресок, написанных Джованни и Доменико Тьеполо на вилле Вальмарана, были заказаны богатым графом Джустино Вальмарана, который приобрел эту виллу в 1720 году, когда ему исполнилось 38 лет. Вилла расположена на холме Сан-Себастьяно на окраине Виченцы. Она не отличается большими размерами, однако граф предпочитал ее своему огромному дворцу в самой Виченце. Очевидно, он тем или иным образом подсказывал Тьеполо сюжеты для его фресок, но документальных свидетельств тому не сохранилось. Не знаем мы и точных сроков начала и окончания работ. Известно лишь, что они еще не были завершены к моменту смерти графа (20 июня 1757 года). В хрониках отмечено, что граф «скончался, так и не увидев фресок, написанных на его вилле знаменитым Тьеполо».


valmarana_2.jpg (26996 bytes)
Вестибюль виллы с «Жертвоприношением Ифигении» Тьеполо


Фрески Тьеполо находятся на первом этаже виллы и занимают четыре зала, окружающие длинный вестибюль, который тянется сквозь все здание. Фрески в каждом из залов написаны по мотивам одной из знаменитых классических поэм. Две из них – античные («Илиада» Гомера и «Энеида» Вергилия), а две – принадлежат эпохе Возрождения («Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо и «Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто). Вестибюль украшен драматическим «Жертвоприношением Ифигении». Этот сюжет был взят Тьеполо из истории о Троянской войне, которая часто описывалась в античной литературе, в том числе и в «Энеиде».

В «Жертвоприношении Ифигении» Тьеполо в полной мере проявил владение «роскошной манерой» — здесь есть и величественные архитектурные сооружения, и акцентированные жесты персонажей. Однако, учитывая небольшие размеры зала, эта работа выглядит камерной.


valmarana_3.jpg (30085 bytes)
Две фрески Тьеполо, написанные по мотивам поэмы Ариосто «Неистовый Роланд»


Иллюстрируя сюжеты из жизни античных героев, Тьеполо не впадает в событийность. Его больше интересуют эмоции персонажей, которые он и передает с большим вкусом и мастерством. Например, художнику удалось раскрыть сложнейший конфликт между любовью и долгом, протекающий на фоне ожесточенной битвы.

Стены самого маленького по размерам зала украшены фресками, написанными по мотивам поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим». Эта эпическая поэма повествует о событиях первого Крестового похода, который закончился в 1099 году освобождением Иерусалима от сарацин и установлением на Святой Земле христианского королевства. В своей поэме Тассо описывает многочисленные любовные приключения, имевшие место в среде христиан и язычников, уделяя особое внимание истории любви христианского принца Ринальдо и прекрасной сарацинки Армиды. Подобные истории всегда привлекали Тьеполо, и нужно отметить, что к этому сюжету он обращался не один раз. В поэме Тассо Армида описана как «вторая Клеопатра», поэтому не удивительно, что ее образ – как и образ египетской царицы – так взволновал воображение художника.


valmarana_4.jpg (30342 bytes)
Центральная часть фрески Тьеполо
«Жертвоприношение Ифигении» (ок. 1757).


В работах на вилле Вальмарана Тьеполо помогал его старший сын, Доменико. В примыкающей к вилле «форестерии» (доме для гостей) Джованни Тьеполо украсил только одну из комнат (эта его фреска изображает олимпийских богов и богинь), а над убранством остальных шести трудился Доменико.

Таким образом, посетители виллы Вальмарана имеют уникальную возможность, переходя из зала в зал, сравнивать творческую манеру обоих представителей славной семьи Тьеполо.

ШЕДЕВР ПАЛЛАДИО


valmarana_5.jpg (26137 bytes)
Знаменитая вилла «Ротонда» (ок. 1565),
построенная по проекту Палладио.


Сама вилла Вальмарана не представляет особенного интереса как архитектурное сооружение. Но зато от нее рукой подать до одной из самых знаменитых построек эпохи Ренессанса – виллы «Ротонда», возведенной по проекту Андреа Палладио (1508-1580) приблизительно в 1565 году. Эта вилла служила местом отдыха для кардинала Паоло Альмерико, и потому ее иногда называют «виллой Альмерико» (название «Ротонда» вилла получила благодаря своей куполообразной крыше). «Ротонда» расположена на вершине пологого холма, с которого открывается чудесный вид

Страниц: 1 2

Scroll to top