Винсент Ван Гог. Жизнь и творчество.
. В этом ему помогает приобретенный в Париже опыт по выработке собственного языка цвета, имеющего эмоциональное и символическое звучание, а также использование волевых контуров, упрощающих форму, динамичных мазков, задающих изображению определенный ритм и пастозную фактуру, передающую вещественность мира.
Свою любовь и восхищение природой Прованса В.Ван Гог выразил в многочисленных пейзажах, находя свою цветовую гамму и пластическое решение для каждого изображаемого времени года («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888; «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», 1888; «Вороны над полем пшеницы», 1890; «Ветка миндаля», 1890 — все в Фонде В.Ван Гога, Амстердам).
|
|
Показательна в этом отношении картина «Красные виноградники» (1888, ГМИИ, Москва), построенная на контрасте дополнительных цветов, обогащенных гаммой теплых и холодных красок.
Главное действующее лицо арльских пейзажей В.Ван Гога — солнце, а доминирующий цвет — желтый, цвет солнца, зрелого хлеба и подсолнухов, ставших для художника символом дневного светила («Подсолнечник», 1888, Новая пинакотека, Мюнхен).
|
|
Изображения дорогих его сердцу крестьян приобретают обобщающий характер, олицетворяя собой созидательное начало мира и светлую веру в будущее.
В портретных образах художник сосредоточивает внимание на внутренней жизни модели, воспроизводя ее со всей, присущей только ей одной, индивидуальной неповторимостью на фоне, лишенном какого-либо конкретного антуража. Причем даже самые драматические образы неразрывно связаны с ощущением радости и красоты жизни, передаваемым сочетанием ярких красок и причудливой орнаментальностью форм. Таковы его автопортреты и изображения простых людей, близких друзей художника: «Арлезианка. Госпожа Жину» (1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Почтальон Рулен» (1888, Музей изящных искусств, Бостон); «Зуав»; «Колыбельная» и т.д.
|
|
В очеловечивании окружающего мира В.Ван Гог не ограничивался окружающей его природой, многие предметы, представленные на его полотнах, тоже наделены способностью чувствовать и выражать ощущения своих владельцев: «Ночное кафе в Арле» (1888, частное собрание, Нью-Йорк), вызывающее смертельную тоску; «Спальная художника» (1888, Фонд В.Ван Гога, Амстердам), навевающая мысли о покое и отдыхе.