Винсент Ван Гог
В очеловечивании окружающего мира В.Ван Гог не ограничивался окружающей его природой, многие предметы, представленные на его полотнах, тоже наделены способностью чувствовать и выражать ощущения своих владельцев: «Ночное кафе в Арле» (1888, частное собрание, Нью-Йорк), вызывающее смертельную тоску; «Спальная художника» (1888, Фонд В.Ван Гога, Амстердам), навевающая мысли о покое и отдыхе.
В Арле Ван Гог попытался осуществить свою давнюю мечту об ассоциации художников, противостоящей хаосу индивидуалистической цивилизации, но попытка оказалась трагичной.
Физическое и духовное перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник в мае 1889 г. попадает в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между приступами продолжает заниматься своим любимым делом. В качестве «модели» ему служили репродукции произведений известных художников, которые он воспроизводил своим собственным живописным языком. Так, по рисунку Г.Доре он создал свое оригинальное полотно «Прогулка заключенных» (1890, ГМИИ, Москва), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность. Но, несмотря на гнетущее состояние, именно здесь, в лечебнице, Ван Гог создает поистине космические полотна, наполненные любовью к земле и небу.
В «Звездной ночи» (1889) устремленные в небо кипарисы напоминают языки пламени, а земля воспринимается как летящая в космическом пространстве планета. Шары звезд — эти подобия солнца — как бы завершают мотив источника света, начатый В.Ван Гогом еще в «Едоках картофеля».
Последние два месяца своей жизни художник проводит в небольшой деревушке под Парижем и создает разные по эмоциональному настрою картины: наполненные чистотой и свежестью «Пейзаж в Овере после дождя» (1890, ГМИИ, Москва), трагичный портрет доктора Гаше (1890, Лувр, Париж), и полную предчувствия скорой смерти «Стаю ворон над хлебным полем».