You Are Here: Home » Художники » Жорж Сёра. Эпизоды из жизни: Научная живопись.

Жорж Сёра. Эпизоды из жизни: Научная живопись.

Жорж Сёра. Эпизоды из жизни: Научная живопись.

Жорж Сёра


Эпизоды из жизни:
Научная живопись


Жорж Сёра: коллекция


Жорж Сёра в музеях


Жорж Сёра: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33


Сёра был близок со многими художниками-импрессионистами, но в живописи шел своим собственным путем. Со временем он стал одним из лидеров постимпрессионизма.


Жорж Сёра считается одной из самых ярких фигур в истории постимпрессионизма. Его представители, хорошо усвоив уроки импрессионизма, проложили новые пути в искусстве. Особенно велика роль Сёра в формировании неоимпрессионизма. Это течение, в духе эпохи рационализма пытавшееся сочетать творческое вдохновение с достижениями науки, просуществовало недолго, но оставило яркий след и сильно повлияло на дальнейшее развитие искусства.


Сёра был вполне обеспеченным человеком, и это позволило ему спокойно заниматься поисками своего собственного стиля. Источники этого стиля определить несложно.


У Лемана Сёра изучал академическую живопись, и эти штудии оказались хорошим фундаментом для будущего здания пуантилизма. При строительстве этого здания в дело пошли открытия и современных художников — от Энгра (Сёра восхищался его рисунком), Делакруа (его колорит во многом подтолкнул Сёра к изучению законов цвета) и Милле до «барбизонской школы» и импрессионистов.


В то же время Сёра много читал, живо интересуясь научными открытиями в области оптики и цвета и новейшими эстетическими системами. Как утверждали его друзья, его настольной книгой была «Грамматика искусства рисунка» (1867) Шарля Блана. По мнению Блана, художник должен «знакомить зрителя с природной красотой вещей, раскрывая их внутренний смысл, их чистую сущность».


Сёра никогда не забывал этих слов и со временем начал все больше сомневаться в верности основных аксиом импрессионизма. Разве может живопись, стремящаяся зафиксировать мгновение, говорить о вечном? В погоне за этим мгновением, считал Сёра, импрессионисты пренебрегли важнейшим — основами композиции.


Сам он к вопросам композиции относился ответственнейшим образом, тщательно планируя на своих полотнах каждую деталь и пытаясь, исходя из объективных научных требований, найти для нее единсвтенно нужное место. Главную роль тут играл цвет. Сёра всю жизнь находился под сильнейшим влиянием книги Мишеля Шеврёля «О законе одновременности контраста цветов». Согласно теории Шеврёля, любой цвет наиболее сильно проявляет себя в противопоставлении с дополнительным цветом. однако при этом любые цвета теряют интенсивность, если смешивать их на палитре.
Эжен Делакруа экспериментировал с чистым цветом еще в 1830-х годах, и эти опыты Сёра внимательно изучил. Кроме того, он сверял свои мысли с системами современных исследователей (например, американца О.Руда, автора книги «Научная теория цветов»), уточнявших и развивавших идеи Шеврёля.


Все это легло в основу стиля Сёра. Поль Синьяк вспоминал, что прежде чем наложить на холст хотя бы один мазок, Сёра «испещрял рядами разноцветных точек крышку сигарного ящика, которую он использовал вместо палитры». После этого художник начинал наносить на холст мелкие точки чистого цвета, следя за тем, чтобы краски не смешивались друг с другом. Эта техника получила название «дивизионистской».


В руках Сёра она была доведена до высшей степени сложности и совершенства. Художник не нуждался ни в линиях, ни в контурах, создавая любую форму или тень с помощью огромного количества точечных мазков. Таким же способом достигалась и глубина изображения — на находящихся впереди предметах они были крупнее и постепенно уменьшались по мере удаления в перспективу. Любопытные эффекты возникали при разном направлении мазков. Так, например, в «Мысе дю Ок» Сёра передал бурное движение воды, использовав почти невидимые вертикальные пробелы в горизонтальных мазках, которыми написаны волны.


По мысли Сёра, не художник своей кистью, а глаз зрителя должен смешивать цветные точки в живую оптическую гамму. Позже оказалось, что Сёра несколько ошибался, воспользовавшись научными теориями, впоследствии опровергнутыми. Но, тем не менее, результат этой ошибки оказался блистателен — богатый и сверкающий цвет Сёра можно оценить даже на репродукциях. Такие парадоксы случаются.


Кроме «дивизионизма», существуют и другие названия системы, придуманной Сёра. Сам художник предпочитал термин «хромо-люминаризм», но уже при его жизни он практически вышел из употребления. Большинство художников-практиков, работавших в этой манере, ничего не имели против слова «дивизионизм» и активно не любили другое ее название — «пуантилизм». Дело в том, что к пуантилистам относили и других, чуждых им, живописцев; они тоже писали точками, но только не чистого, а смешанного цвета. Еще больше последователи Сёра возмущались, когда их называли «конфеттистами» («делателями конфетти»). В конце концов, за течением (уже после смерти Сёра) установилось название «неоимпрессионизм», впервые предложенное критиком Фенеоном в 1886 году.


В своей работе с линией Сёра опирался на книгу Юмбера де Сюпервиля «Эссе об абсолютных знаках в искусстве» и на работы Шарля Анри, библиотекаря Сорбонны. Де Сюпервиль доказывал физиологическое воздействие линий, утверждая, что направления снизу вверх и слева направо воспринимаются как приятные, а противоположные — наоборот. Анри пошел еще дальше, напрямую связав с эмоциями и цвет. Для него радость ассоциировалась с теплыми цветами, а печаль

Страниц: 1 2 3

Scroll to top