You Are Here: Home » Художники » Жорж Сёра. Эпизоды из жизни: Отвергнутые.

Жорж Сёра. Эпизоды из жизни: Отвергнутые.

Жорж Сёра. Эпизоды из жизни: Отвергнутые.

Жорж Сёра


Эпизоды из жизни:
Отвергнутые


Жорж Сёра: коллекция


Жорж Сёра в музеях


Жорж Сёра: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33


В начале 1884 года Сёра был готов бросить вызов жюри Салона.


В феврале в помещении Кружка свободных искусств на улице Вивьен он выставил небольшой, но подробный эскиз своего «Купания», где уже присутствовали различные элементы картины.


Жорж Сёра
«Купание в Аньере». 1883-1884 гг.
Холст, масло. 79х118 1/2 дюймов.
Национальная галерея, Лондон.


17 марта состоялись выборы членов жюри, и оно не замедлило приступить к обсуждению работ. Проявляя крайнюю нетерпимость, жюри отклонило значительное их число. Его приговоры, как только о них станет известно, вызовут протесты и негодование.


«Как всегда, — пишет «Энтрансижан», — на вернисаже Салона, состоявшемся 1 мая, раздались жалобы отверженных. В самом деле, многие художники вполне заслуживают интереса, разумеется с эстетической точки зрения. Прокатился фантастический слух. Говорят, что жюри, выказавшее особую строгость к художникам с фамилией на первые буквы алфавита, дойдя до букв «Р» или «С», вдруг заметило, что оно не набрало минимума участников, и, дабы исправиться, к концу обсуждения стало принимать всё подряд. Честно говоря, я в это не верю, так как на букву «А» встречаются такие бездарности, от которых бросает в дрожь».


Имела место подобная снисходительность или нет, Сёра, во всяком случае, от неё не выиграл. Жюри отвергло его «Купание», сочтя картину недостойной того, чтобы висеть рядом с двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью живописными работами, которое оно, несмотря ни на что, приняло и среди которых наибольшее восхищение и одновременно споры вызывало панно «Священная роща, облюбованная музами и искусствами», написанное Пюви де Шаванном для Лионского музея.


В то время как тысячи посетителей заполнили залы Дворца промышленности на Елисейских полях, где развернулась экспозиция Салона и оживлённо обсуждалась «Священная роща», по мнению одних, творение «грандиозное, великолепное, эпохальное» («Франс», 1 мая 1884 г.), появление которого навсегда «прославит» («Раппель», 1 мая 1884 г.) 1884 год, а по мнению других, приверженцев наиболее ортодоксального академизма, являвшееся свидетельством того, какими «гигантскими шагами идёт национальный упадок» (Эдмон Абу «XIX век», 8 мая 1884 г.), Сёра присоединился к группе непокорных художников.


Отказ жюри молчун воспринял как оскорбление. Он не доискивался до причин такого отношения к себе; в отличие от стольких отклонённых кандидатов, он не стремился объяснить его теми или иными обстоятельствами. Замкнутый, уверенный в свой правоте, Сёра обладал чудовищным самолюбием, подозрительной ранимостью, характерной для людей, сознающих своё превосходство, никогда не выставляющих его напоказ, но не терпящих, когда это превосходство недооценивают или игнорируют. Для него вопрос был решён раз и навсегда: никогда больше он не будет добиваться участия в Салоне. Узнав в середине апреля о том, что художники, не допущенные, как и он, во Дворец промышленности, намерены учредить ассоциацию и устроить свою собственную выставку, он решил к ним примкнуть.


Двадцать лет назад, в 1863 году, необъективность жюри привела к открытию Салона отверженных, где скандал вызвала картина Мане «Завтрак на траве». Десять лет назад, в 1874 году, те, кого назовут импрессионистами, устав от окриков академиков, организовали свою первую групповую выставку. История повторялась. История, которая злоупотребляет доверчивостью современников, открывая перед ними ложные перспективы. Ибо в противоположность тому, что можно было прочитать в газетах и чему верили простаки, важнейшим событием 1884 года было вовсе не открытие «Священной рощи». Мане, импрессионисты и вот теперь Сёра… За сиюминутными новостями, за освещёнными ярким светом декорациями происходят события, которые и лягут в основу истинной истории.


 Эдуард Мане
Эдуард Мане
«Завтрак на траве». 1863 г.
Холст, масло. 214х270 см.
Музей Д’Орсэ. Париж.


Своей размеренной походкой автор «Купания» дошёл до кафе «Монтескье», где собирались художники-бунтари, и сообщил о своём решении примкнуть к ним, уплатив положенные одиннадцать франков.


Атмосфера собрания показалась ему любопытной.


Ассоциация отклонённых художников была действительно любопытной. Несколько крикливых бездарностей (некоторые из них с весьма сомнительными намерениями) образовали комитет и трубили сбор исключённых из Салона. Министерство изящных искусств и Парижская ратуша разрешили им организовать выставку в бараках, возведённых между павильонами Флоры и Марса, на том месте, где когда-то находился дворец Тюильри, уничтоженный пожаром во время Коммуны; его развалины за год до этого были оттуда вывезены. Им даже пообещали — по крайней мере так утверждали они, — что выставку, которая продлиться с 15 мая по 1 июля, торжественно откроет Жюль Греви, президент Республики. Спекулируя, очевидно, на известности импрессионистов, они подхватили название «независимые», которым те некогда себя нарекли. Были развешаны афиши, разосланы циркулярные письма

Страниц: 1 2 3 4

Scroll to top