You Are Here: Home » Художники » Жорж Сёра. «Пор-ан-Бессен»

Жорж Сёра. «Пор-ан-Бессен»

Жорж Сёра. «Пор-ан-Бессен»

Жорж Сёра


«Пор-ан-Бессен»


Жорж Сёра: коллекция


Жорж Сёра в музеях


Жорж Сёра: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33







Жорж Сёра
«Пор-ан-Бессен, воскресенье». 1888 г.
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло.


 Жорж Сёра
«Мост и набережная в Пор-ан-Бессене». 1888 г.
Холст, масло.
Институт искусств, Миннеаполис, США.


Синьяк, завзятый ценитель лодок (один из его парусников, белый гуари с заострённым носом, Малларме окрестил «Пристежным воротничком»), открыватель благодатных для живописца уголков — в прошлом году он «открыл» Коллиур, скоро «откроет» Сен-Тропез, — посоветовал Сёра отправиться летом на побережье Кальвадоса, в городок Пор-ан-Бессен, куда он ездил в начале своей карьеры три года подряд — в 1882, 1883 и 1884-м.


В этом небольшом рыбачьем порту с малочисленным и трудолюбивым населением Сёра приступит к серьёзной работе: он использует теории Шарля Анри в серии пейзажей, пытаясь избежать поверхностного применения этих теорий. Он не намерен отступать ни от одного из положений учёного, но при этом попробует включить их в более сложную систему, сохраняющую глубину и перспективу в картине, не утрачивая при этом её декоративной ценности. Вызов, брошенный Сёра, поистине поразителен. Он ставит перед собой задачу — ни много ни мало, — с одной стороны, отнестись к картине как плоской поверхности с двумя измерениями, а с другой — придать ей третье измерение, обусловленное наличием перспективы.


В конечном счёте художник мог бы себе позволить вольно интерпретировать, скажем, виды скал или набережных Пор-ан-Бессена, изменяя их по своему усмотрению. Но сделать это ему мешает отказ от воображения, отказ, который нельзя объяснить только недоверием Сёра к тому, что неподвластно разуму, он исходит из глубины его натуры. Как художник, Сёра принадлежал к редкой породе людей, завороженных реальностью до такой степени, что они не в силах её исказить — слова так и останутся для них ненайденными. В случае с Сёра ненайденными окажутся краски. Таким образом, ему необходимо было отыскать соответствующие его замыслу пейзажи. И поиски часто приводили его в труднодоступные места (на это указывает Анри Дорра).


Художник начинает не менее шести полотен, рисует аванпорт во время отлива и прилива, вход в аванпорт, мост и набережные, гавань в воскресный день с полощущимися на ветру флагами, журавлей и просвет в облаках.







Жорж Сёра
«Скалы в Пор-ан-Бессене». 1888 г.
Холст, масло.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.


Жорж Сёра
«Гавань в Пор-ан-Бессене, прилив».
1888 г.
Музей д’Орсэ, Париж.


Почти во всех произведениях Сёра пытается выиграть пари, заключённое им с самим собой. Он подвергает различные элементы марин, выстроенных по законам перспективы, незначительным деформациям, добиваясь декоративного эффекта. Так, в «Журавлях и просвете в облаках» облака громоздятся над морем извилистыми линиями. На полотне «Вход в аванпорт» море испещрено тенями невидимых облаков. Ещё более отчётливо это проявляется в картине «Воскресенье», где тканям флагов приданы волнистые складки, которые с точки зрения строгого реализма можно было бы считать излишними: в самом деле, они объясняются одним только стремлением к декоративному эффекту. Благодаря этому художнику удивительным образом удалось соединить в маринах, написанных в Пор-ан-Бессене, две столь разные задачи.


Сёра вводит в композицию своего пор-ан-бессенского полотна «Мост и набережные» персонажи, до этого не фигурирующие ни на одной из его марин. Помимо нескольких силуэтов на заднем плане, на переднем застыли в неподвижности таможенник, ребёнок, а также женщина с какой-то ношей. Застыли, окаменели — безусловно. Но их присутствие нарушает абсолютное одиночество, характерное для марин художника. Жизнь вторгается в его одинокое царство, погружённое в невыразимо сонное оцепенение, — царство моря, берегов и причалов.


И как если бы этот прилив жизни всюду и сдерживаемые до поры жизненные силы, накаливаясь, вдруг начали вырываться наружу, распространяться везде, где только можно — в однообразные и суровые будни художника вторглось то, что он всегда старался подавить, изгнать, — та мрачная сила, которая даёт рождение всему живому и его же обрекает на гибель в стихийном, обретающем самые разные формы натиске, в слепом и торжествующем порыве.


По материалам книги А.Перрюшо «Жизнь Сёра»./ Пер. с фр. Г.Генниса.

Страниц: 1 2

Scroll to top