You Are Here: Home » Художники » Жорж Сёра. Седьмая выставка «Независимых».

Жорж Сёра. Седьмая выставка «Независимых».

Жорж Сёра. Седьмая выставка «Независимых».

Жорж Сёра


Эпизоды из жизни:
Седьмая выставка «Независимых»


Жорж Сёра: коллекция


Жорж Сёра в музеях


Жорж Сёра: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33


Тридцать четыре дня. Тридцать три… Успеет ли Сёра закончить «Цирк»? В субботу, 7 февраля, в Брюсселе откроется очередная экспозиция «Группы двадцати». Сёра послал на выставку «Канкан», четыре из своих гравелинских полотен и две марины, написанные в Кротуа. Синьяк отправился туда, чтобы проследить, как идёт подготовка к выставке и, насколько это возможно, взвесить все шансы «нео», в очередной раз столкнувшегося с искусством Гогена. К счастью, неоимпрессионисты оказались внушительно представлены на выставке. Синьяк показал восемь полотен, Ангран — семь, Тео ван Риссельберг — семь, а Вилли Финч со своей стороны выставил не только полотна и рисунки, но и гончарные изделия, созданные им на фаянсовом заводе Бок де Ла Лувьер и раскрашенные по методу дивизионизма. Но и в этом разделе главным их соперником тоже станет Гоген, который отправил в Бельгию две вазы и статую из майолики, а также две полихромные гравюры по дереву «Будьте влюблёнными» и «Будьте таинственными», тотчас вызвавшие язвительную тираду Синьяка: «Будьте влюблёнными! Будьте таинственными! Будьте символистами. Будьте буланжистами. Будьте всегда хорошо одетыми. Будьте гренадином! Проклятый Гоген!»


Жорж Сёра
«Цирк». 1890-1891 гг.
Холст, масло. 73х59 1/8 см.
Музей д’Орсэ, Париж.


Но пресса, обрушив на художников немыслимый поток ругательств, свалит в одну кучу всех этих «невротиков» и «эпилептиков», не делая различий между «жрецом облаточной живописи» Сёра, «одним из сумасшедших мэтров, которые более всего повлияли на развитие «Группы двадцати», и «мастером по изготовлению сабо» Гогеном, «гнусным дилетантом, порок коего навязчивая идея», «художником-порнографом, чьё исключительное невежество остаётся недосягаемым для скульпторов из Форе-Нуар», с одной стороны, и всеми этими Писсарро, Сислеями, Шере (на выставке можно было увидеть многие работы плакатиста), Гийоменами, Филлиже, которые сошлись на этой «пуантилистской вакханалии», — с другой. Газеты и их редакторы, осмелившиеся напечатать такую оголтелую брань, явно переусердствовали: создавалось впечатление, будто присутствуешь при феномене коллективной истерии.

«Это произведение не что иное, как судорожный спазм карлика и женщины-вампира в момент соития! — писал о «Канкане» критик Эдгар Баес на страницах «Ревю бельж». — Высокий гимн трепетной, но вызывающей скопление газов в кишечнике плоти, усеянной зелёными пятнышками, будто слизь выползшей из раковины улитки; его танцовщицы имеют цвет лишая, шелушащегося и безжизненного. Но аппетитный, несмотря ни на что, так как у меня от этого цвета перехватывает дух, и клянусь, что многие облизываются и ломают руки в неутолимой страсти, загипнотизированные лихорадочными восторгами чудовищного и деградирующего бесстыдства».

Ни одна выставка до сих пор не вызывала таких перехлёстов. Даже «Олимпия» Мане четверть века назад не возбуждала столько неприязни. Эти нападки покажутся Эдмону Пикару Октаву Маусу настолько «изысканными», что они не смогут отказать себе в удовольствии опубликовать самые смачные из них в «Ар модерн» в качестве «документов, которые следует сохранить». (Номера от 15 февраля и 29 марта 1891 г.).


Четырнадцать дней. Тринадцать дней. Двенадцать… Адский метроном отстукивает свой счёт… Одиннадцать…

Точней старайся ставить точки,
Одну, две, три — три крохотные точки.

Сёра заметил ошибку, допущенную им в изображении мчащейся лошади, на которой стоит наездница. У него уже не будет времени её исправить.


Шесть дней. Пять. Три. Времени не хватит, он не успеет закончить «Цирк». Скамьи на заднем плане так и не удастся дописать к выставке: Сёра и в самом деле, несмотря ни на что, решил показать свою картину…

10 марта. Комитет по развеске, возглавляемый Анри-Эдмоном Кроссом, принимается за работу в Павильоне Парижской ратуши. С каждым годом у комитета всё больше и больше дел, так как число участников постоянно растёт. На сей раз их будет двести двадцать девять. Сёра никогда не относился легкомысленно к своим обязанностям члена Общества независимых; он пунктуально их исполнял. Ежедневно Сёра отправлялся в Павильон, где встречался со своими товарищами по комитету Синьяком и Люсом, а также Тулуз-Лотреком.


Для «нео» был отведён последний зал, в глубине Павильона. Ретроспектива Дюбуа-Пилье обещала быть внушительной, она включала не менее шестидесяти четырёх работ, тогда как ретроспектива Ван Гога включала только десять. Но, помимо Синьяка, представившего девять картин (среди них портрет Ф.Ф.), другие дивизионисты — Сёра, ограничивший своё участие «Цирком» и четырьмя полотнами из Гравелина, которые просил как можно быстрее прислать ему из Брюсселя, Ангран, Тео ван Риссельберг, Ипполит Птижан, Кросс, усвоивший наконец теории неоимпрессионизма

Страниц: 1 2

Scroll to top