Эжен Делакруа. Эпизоды из жизни: Великий романтик.
. 1837-1838 гг.
Холст, масло.
Миннеаполисский институт искусств, США.
ПОРТРЕТЫ
Портреты Делакруа писал всегда, хотя этот жанр и не был ведущим в его творчестве. Обычно портреты художнику заказывали его знакомые. Так, проспер-Парфе Губо, владелец частной школы в Париже, заказал Делакруа серию портретов выдающихся людей. В 1838 году Делакруа по собственному желанию создал портрет своего близкого друга, композитора Фредерика Шопена. Кроме того, кисти Делакруа принадлежит несколько портретов, где персонажи изображены в полный рост на фоне пейзажа или в интерьере. Наиболее примечателен в этой серии портрет барона Швитера, 1827. Контуры и цвет фигуры дали друзьям основание прозвать эту работу «футляром для контрабаса». Вместе с тем своим лирическим настроением она напоминает картину Томаса Лоренса, представленную в Салоне 1824 года. Там ее и увидел Делакруа, а уже в следующем году — во время своей поездки в Англию — лично познакомился с ее автором.
|
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ
В своем дневнике Делакруа писал о том, что, когда его покидает вдохновение, он берет с полки одну из своих любимых книг и начинает читать ее, зная наверняка, что чтение подстегнет его утомившееся воображение. Литература для художника всегда существовала где-то рядом с живописью. Именно из литературы он не один раз заимствовал сюжеты для своих картин. Больше других Делакруа любил английских авторов, и в этом, несомненно, сказалось влияние друга его молодости, художника Ричарда Бонингтона. Свое место в этом увлечении заняла и поездка самого Делакруа в Англию в 1825 году. Известно, что здесь он посетил лондонский театр, чтобы посмотреть «Гамлета». Английская литература по части заимствованных Делакруа сюжетов едва ли не главенствует — в ряду любимейших им авторов мы найдем Шекспира, Роберта Бернса, Вальтера Скотта и, конечно же, Байрона, подсказавшего художнику темы двух его самых «кровавых» полотен — «Смерть Сарданапала» и «Казнь дожа Марино Фальеро», 1825-1826.
|
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Делакруа обожал диких животных. В Париже он постоянно посещал зоопарк. В зоопарке художник сделал массу набросков. Потом эти наброски превращались в романтические сцены, где могучие звери схватывались друг с другом или нападали на охотников. Буйная фантазия подсказывала художнику все новые и новые повороты подобных сюжетов. К ним относятся — пантера, нападающая на лошадь («Пантера на охоте», 1855); лев, терзающий мертвого араба; тигр и змея. Животных Делакруа наблюдал не только в зоопарке. Нередко он обыгрывал темы, уже разработанные другими живописцами. Особенно нравилась Делакруа львиная охота у Рубенса, и он написал несколько собственных версий этого сюжета («Львиная охота», 1861). Более миролюбиво выглядят дикие животные на созданной в 1830 году картине Делакруа «Тигренок, играющий со своей матерью».
|
|
НАТЮРМОРТЫ
В конце 1840-х годов Делакруа написал серию натюрмортов. Чаще всего он изображал цветы («Цветы и фрукты»), используя различную технику (масло, акварель и пастель). Делакруа отмечал, что, работая над натюрмортом, он всегда сражается со временем, стремясь дописать цветы до того, как они увянут. Из-за спешки его манера — в этом жанре — удивительно напоминает импрессионистическую. Поэтому не приходится удивляться тому, что и Дега, и Ренуар, и Сезанн учились натюрморту именно у Делакруа. В юности Делакруа несколько раз изображал мертвых животных. Наиболее необычный опыт в этом роде — «Натюрморт с лангустами», созданный в 1827 году по заказу французского военного министра