You Are Here: Home » Художники » Пьер Огюст Ренуар. Эпизоды из жизни. Любовь к жизни

Пьер Огюст Ренуар. Эпизоды из жизни. Любовь к жизни

Пьер Огюст Ренуар. Эпизоды из жизни. Любовь к жизни

Пьер Огюст Ренуар


Эпизоды из жизни: Любовь к жизни


Пьер Огюст Ренуар: коллекция


Огюст Ренуар в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Огюста Ренуара


Пьер Огюст Ренуар в музеях


Пьер Огюст Ренуар: литература


Пьер Огюст Ренуар: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


«Ренуар в 80-е годы, испытав сильнейшее потрясение от знакомства с мастерами итальянского Возрождения, значительно изменил свои взгляды и ради совершенствования рисунка совсем забросил работу с цветом. «Примерно в 1883 году, — объяснял он Воллару, — в моем творчестве произошло нечто вроде перелома. Я достиг вершин импрессионизма и вдруг пришел к заключению, что не умею ни писать, ни рисовать. Одним словом, я зашел в тупик».


На протяжении десятилетия графические работы Ренуара свидетельствовали о стремлении художника к строгости и безупречности, однако они были слишком холодны. Позднее, под влиянием семейной атмосферы, он предался эйфории, свойственной его темпераменту, и тут наступило время великолепных неистовых ню — «Купальщиц», пышных девушек в цвету, из тех, кто его окружал, и портретов детей с золотыми локонами. В этой перламутровой манере он будет работатьдо последних дней: на Монмартре и в Магньоске, в Кане или Эссуа, — где бы он ни был, на его полотнах неизменно царила расцветшая плоть. От изначального импрессионизма осталась лишь сверкающая палитра.


«Конец жизни — это букет!» — говорил Шагал. Это совершенно справедливо в отношении Ренуара; несмотря на жестокий ревматизм, деформировавший суставы и превративший его в подобие высохшей виноградной лозы со сключенными конечностями, обмотанными бинтами, сквозь которые просовывались кисти, он до конца жизни сохранил страсть к живописи, превратившуюся в навязчивую идею.


Болезни и огорчения Ренуара отсутпали от него, когда он садился за мольберт. Тогда все его существо охватывали радостные и светлые чувства, которые непосредственно и легко ложились мазками ярких красок на его холсты.


«Пока Ренуара, — вспоминал его сын Жан Ренуар, — усаживали в кресло на колесах, натурщица располагалась на своем месте в траве, пестревшей всевозможными цветами. Листва олив пропускала лучи солнца, которые рисовали узоры на красной кофте. Еще слабымпосле тяжелой ночи голосом Ренуар распоряжался — какие щиты снять или поставить, как задергивать или отодвигать шторы, чтобы загородиться от слепящего средиземноморского утра. Пока ему готовили палитру, он порой не удерживался от стона. Приноровить свое искалеченное тело к жесткому креслу на колесах было мучительным делом…


На ладонь Ренуара клали защитный тампончик, потом протягивали ему кисть, на которую он указывал взглядом. «Эту, нет… ту, которая рядом…» Пейзаж будто возбрал в себя все богатство мира. «Это божественно!» Мы взглядывали на него. Он улыбался и подмигивал нам, как бы беря нас в свидетели того согласия, которое устанавливалось между травой, оливами, натурщицей и им самим. Спустя мгновение он уже писал, напивая.


Для Ренуара начинался день счастья…»


За несколько месяцев до смерти художник удостоился чести быть принятым в Лувре. Поль Леон открыл залы музея в выходной день, и Ренуара торжественно пронесли через них в портшезе, как Папу мира живописи. Чуть позже, в солнечный декабрьский день 1919 года, он умер от воспаления легких, оставив на мольберте незаконченный холст с изображением анемонов, собранных в его саду «Колетт», — последний всплеск радостного приятия жизни, радости писания картин, определявших смысл его существования. «Кажется, я начинаю кое-что в этом понимать», — сказал он накануне смерти, когда у него отобрали кисти…»


По материалам из книг:
1. М.С.Лебедянский «Портреты Ренуара». — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.: ил.
2. Ж.-П. Креспель «Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883″./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. — М.: Мол.гвардия, 1999. — 301[3]с.


Scroll to top