You Are Here: Home » Художники » Винсент Ван Гог. Эпизоды из жизни: Неистовая деятельность

Винсент Ван Гог. Эпизоды из жизни: Неистовая деятельность

. Иногда он был способен писать по одной новой картине в день на протяжении нескольких недель. Именно в это время его цвет стал более смелым, а манера — более свободной и энергичной, помогающей художнику передать на холсте обуревающие его чувства. «Вместо того, чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, — писал он, — я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя».


В последних картинах Ван Гога вновь появляются мрачные тона, словно он вспоминает о своем прошлом. Но даже если считать эти тона предвестниками скорой гибели художника, все равно нельзя не отметить, что его последние работы по-прежнему переполнены страстной любовью к жизни.

РИСУНКИ

Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога — с твердым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882. Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. Благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.







Винсент Ван Гог
«Женщина, чистящая картофель».
1882 г.

Городской музей Гааги.


Винсент Ван Гог
«Крестьянка, собирающая колоски». 1885 г.
Государственный музей Ван Гога, Амстердам.


По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колоски», 1885.

ВЛИЯНИЕ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА

Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин». Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекали Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этом этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллюстре» за 1886 год.







Винсент Ван Гог

«Куртизанка». 1886 г.
Национальный музей Винсента Ван Гога, Амстердам.


АВТОПОРТРЕТЫ

Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать по мастерству с автопортретами Рембрандта, которого Винсент любил больше всех старых мастеров. Правда, если Рембрандт писал свои автопортреты в течение сорока лет, то все автопортреты Ван Гога написаны им всего за пять последних лет жизни.







Винсент Ван Гог
«Автопортрет». Весна 1887 г.
Масло на картоне. 42х33,7 см.
Художественный институт Чикаго.


Винсент Ван Гог
«Автопортрет, посвященный Полю Гогену».  Сентябрь 1888 г.
Холст, масло. 60,5х49,4 см.
Художественный музей Фогга, Гарвард, Кэмбридж.


Винсент писал себя в столь различных состояниях, что эти портреты кажутся написанными с разных людей. Это ярко прослеживается на следующих двух примерах (автопортрет 1887 года и 1888)

Страниц: 1 2 3 4

Scroll to top