Винсент Ван Гог. Эпизоды из жизни: Неистовая деятельность
. Иногда он был способен писать по одной новой картине в день на протяжении нескольких недель. Именно в это время его цвет стал более смелым, а манера — более свободной и энергичной, помогающей художнику передать на холсте обуревающие его чувства. «Вместо того, чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, — писал он, — я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя».
В последних картинах Ван Гога вновь появляются мрачные тона, словно он вспоминает о своем прошлом. Но даже если считать эти тона предвестниками скорой гибели художника, все равно нельзя не отметить, что его последние работы по-прежнему переполнены страстной любовью к жизни.
РИСУНКИ
Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога — с твердым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882. Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. Благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.
| «Крестьянка, собирающая колоски». 1885 г. Государственный музей Ван Гога, Амстердам. |
По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колоски», 1885.
ВЛИЯНИЕ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА
Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин». Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекали Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этом этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллюстре» за 1886 год.
«Куртизанка». 1886 г. Национальный музей Винсента Ван Гога, Амстердам. |
АВТОПОРТРЕТЫ
Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать по мастерству с автопортретами Рембрандта, которого Винсент любил больше всех старых мастеров. Правда, если Рембрандт писал свои автопортреты в течение сорока лет, то все автопортреты Ван Гога написаны им всего за пять последних лет жизни.
Винсент писал себя в столь различных состояниях, что эти портреты кажутся написанными с разных людей. Это ярко прослеживается на следующих двух примерах (автопортрет 1887 года и 1888)