Гюстав Курбе. Эпизоды из жизни: Шокирующий реализм. — Импрессионизм
You Are Here: Home » Художники » Гюстав Курбе. Эпизоды из жизни: Шокирующий реализм.

Гюстав Курбе. Эпизоды из жизни: Шокирующий реализм.

Гюстав Курбе. Эпизоды из жизни: Шокирующий реализм.

Гюстав Курбе


Эпизоды из жизни:
Шокирующий реализм


Гюстав Курбе: коллекция


Гюстав Курбе: литература


Гюстав Курбе в музеях


Гюстав Курбе: биография


Эпизоды из жизни: 1 2


Курбе утверждал, что его всегдашней целью было, — цитируем, — «запечатлевать различные стороны современной жизни такими, какими они представлялись моему взору. Я стремлюсь к тому, — говорил он, — чтобы, оставаясь художником и гражданином, создавать жизненные картины».


Многим сегодня характеристика Курбе как бунтаря и революционного новатора кажется преувеличенной. Его картины в том, что касается манеры, — по сравнению с творчеством тех же импрессионистов — кажутся вполне старомодными. с другой стороны, если говорить о революционном пафосе, то его, пожалуй, гораздо мощнее выразили Делакруа или Давид. И вместе с тем Курбе решительно повлиял на эстетику современной ему живописи, существенно расширив его рамки. Именно он проторил дорогу модернизму.


В 1840-х годах, когда Курбе отчаянно боролся за право писать так, как он того хотел, во французской живописи царствовал Салон. Участие в Салоне становилось важнейшим шагом в карьере любого начинающего художника. И рецепт успеха тут был хорошо известен. Больше всего ценилась историческая живопись. Это была очень широкая категория, включавшая в себя выдержанные в академическом стиле картины, написанные по мотивам классической мифологии и на библейские сюжеты.


Представленные в Салон картины всегд отличались своими внушительными размерами; на них изображались идеализированные фигуры, а композиция обязательно должна была доносить до зрителя четко обозначенную мораль. Менее значимыми и, следовательно, располагавшими меньшими шансами прославить автора считались портреты, пейзажи и жанровая живопись. Художники, работавшие в этих жанрах, в Салоне воспринимались кем-то вроде бедных родственников.


Курбе отлично знал эти правила. На первых порах он старался им соответствовать. Его картина 1844 года «Лот и его дочери» была типичным образцом исторического произведения, созданного в пышной манере. Потерпев с нею неудачу в Салоне, Курбе сосредоточился на картинах «второго сорта».


Заметная перемена произошла в конце 1840-х годов, когда он увлекся жанровыми сценами. Такие картины, как «Похороны в Орнане», «Крестьяне из Флажи» и «Послеобеденный отдых в Орнане», пугали современных критиков, прежде всего, своим «гигантизмом». Критики недоумевали: почему фигуры крестьян не уступают в размере (а значит, имеют ту же значимость) привычным изображениям классических богов, полководцев или библейских персонажей? Вызывала вопросы и сама сельская тематика. Политическая нестабильность, сменившаяся революцией 1848 года, мало кому нравилась. Многие всерьез опасались повторения кровавых событий Великой революции 1789 года, в которой крестьяне сыграли свою роль. Поэтому в фигурах крестьян, написанных под стать богам, видели политический подтекст.







Гюстав Курбе
«Похороны в Орнане». 1849-1850 гг.
Холст, масло. 314х663 см.
Музей д’Орсэ, Париж.


Гюстав Курбе
«Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки, Орнан». 1850-1855 гг.
Холст, масло.
Музей изящных искусств, Безансон.


В замешательство приводили критиков и другие особенности стиля Курбе.


В конце концов, они начали упрекать художника в приверженности к изображению уродливого и низкого. Картины Курбе стали настоящим кладом для карикатуристов. Церковные сторожа с полотна «Похороны в Орнане» были осмеяны за пьянство, «Купальщицы» — за пышность и грубость форм, а «Крестьяне из Флажи» — за их статичность.


Гюстав Курбе
«Купальщицы». 1853 г.
Холст, масло. 227х193 см.
Музей Фабра, Монпелье.


О картине


Но смех часто есть следствие элементарного непонимания. Когда человек не понимает, зачем создано то или иное художественное произведение, то он или пытается понять это, или раздражается, или смеется. Последнее — самый простой путь. С исторической живописью все было ясно. Историческая живопись считалась вершиной искусства за то, что обращалась к возвышенным темам и «научала» зрителя. Героические поступки, трагические события, сложные аллегории, высокие помыслы — все работало на это. В произведениях Курбе ничего этого не было и в помине. Чтобы не признать их сущей бессмыслицей, оставалось искать политический подтекст.


А все потому, что Курбе открывал в живописи новое, неслыханное — реализм. Это движение, получившее свое название благодаря Жюлю Шамфлери, побудило художников отойти от морализаторской живописи, исторических или аллегорических сцен и сосредоточиться на окружающем их реальном мире.


«Живопись должна быть конкретным искусством, — провозглашал Курбе, — тесно связанным с реальностью»

Страниц: 1 2 3 4

Scroll to top