Музей-квартира А.И.Куинджи, Санкт-Петербург — Импрессионизм
You Are Here: Home » Музеии » Музей-квартира А.И.Куинджи, Санкт-Петербург

Музей-квартира А.И.Куинджи, Санкт-Петербург

Музей-квартира А.И.Куинджи, Санкт-Петербург

Музей-квартира А.И.Куинджи, Санкт-Петербург


Этот мемориальный музей, открытый совсем недавно, к 150-летию со дня рождения Куинджи, устроен в квартире, где художник провел последние тринадцать лет своей жизни.

Куинджи при жизни был необыкновенно популярен. Коллекционеры, готовые платить за его картины любые деньги, буквально охотились за ними. Репин вспоминал: «Были такие, которые на коленях умоляли автора уступить им какую-нибудь картину или, наконец, этюдик его работы. Пусть художник берет что угодно, они небогаты, но они в рассрочку выплатят ему, сколько он назначит за свой мазок, этюд или набросок…» В 1880 году в петербургских гостиных бурно обсуждали покупку великим князем Константином картины «Лунная ночь на Днепре» за немыслимую по тем временам сумму — 5000 рублей.


kuingy_1.jpg (33006 bytes)
Дом, где находится Музей-квартира А.Куинджи.
Над четвертым этажом возвышается мастерская художника.


Тем не менее, сегодняшнюю географию творческого наследия Куинджи нельзя назвать обширной. Его работами могут похвастаться не так уж много музеев — отметим среди них музеи Ставрополя, Ярославля, Казани, Минска, Киева, Пензы, Таганрога, Самары. Несколько общеизвестных шедевров мастера экспонируется в Третьяковской галерее. Наиболее же представительное собрание его произведений хранится в Русском музее.


Это не покажется удивительным, если учесть, что П.Третьяков не слишком охотно покупал картины художника (его раздражали их яркие цвета), а с Петербургом была связана большая часть жизни Куинджи. Он появился здесь в начале 1860-х годов и за без малого полвека петербургского бытия сменил несколько квартир — все на Васильевском острове. В 1897 году художник продал доходные дома, которые, несмотря на свое название, не приносили ему дохода, и поселился в доме знаменитого купца Г.Елисеева в нынешнем Биржевом переулке (исторический адрес: Биржевая линия, 18). Здесь Куинджи прожил до самой своей смерти, настигшей его в 1910 году.


kuingy_2.jpg (25156 bytes)
Любовно воссозданный интерьер мастерской
дает представление о том, как жил художник


Не так давно, к 150-летию со дня рождения мастера, в этой квартире был организован мемориальный музей А.И.Куинджи. Так, с восьмидесятилетним опозданием, оказалось реализовано предложение Н.Рериха, сразу после ухода своего учителя призывавшего сделать это. Новый музей пополнил собой ряд мемориальных музеев-филиалов выдающихся художников-педагогов петербургской Академии художеств (И.Репина, П.Чистякова, И.Бродского), все эти музеи входят в состав Научно- исследовательского музея Российской Академии художеств — первого открытого для свободного доступа российского музея, созданного в XVIII веке по указу императрицы Елизаветы Петровны.


Удивительно — дом, где находится Музей-квартира Куинджи, является ровесником художника; здание было возведено в 1842 году по проекту А.Пеля для купца Меняева. Позже дом перешел к семье Елисеевых, в 1870 году он подвергся реконструкции по проекту Л.Шперера. В 1879 году был надстроен 4-й этаж, а восемью годами позже — над четвертым этажом появилась огромная мансарда- мастерская, из которой открывался изумительный вид Петербурга. В ней-то и обосновался Куинджи. Этот дом иногда называют «домом художников» — в нем в разное время жили И.Крамской, М.Клодт и другие известные живописцы.


kuingy_3.jpg (19261 bytes)
Написанная Куинджи в 1880-е годы «Ночь» — парафраз
на тему его  более ранних ноктюрнов.
Работа хранится в Музее-квартире художника.


Сейчас для посетителей Музея-квартиры открыты часть квартиры (кабинет, столовая, гостиная) и мастерская, куда из квартиры можно подняться по лестнице. Любовно воссозданная обстановка максимально повторяет ту, которая была при жизни художника. А.Куинджи жил очень скромно. По большому счету, он не любил вещей, быта — мебель покупал только самую необходимую и исключительно на распродажах; естественно, она не сохранилась. После смерти Куинджи фрагмент описи имущества звучал, например, так: «Гостиная: один диван, два кресла, восемь стульев мягких, один рояль». Рояль художник подарил своей жене, Вере Леонтьевне, которая неплохо играла на нем. Эта спартанская атмосфера «функционального» жилья сохранена в Музее-квартире. Письменный стол с микроскопом для изучения свойств красов (не случайно Куинджи брал уроки у Менделеева), тахта, кресло, мольберт — и очень много гулкого пространства и света, боготворимого художником.


kuingy_4.jpg (22475 bytes)
«Украинский пейзаж» В.Зарубина (1866-1928) демонстрирует творческое усвоение живописных принципов учителя.


Экспозиция музея, помимо «рассказа» о стиле жизни Куинджи, подробно «комментирует» его легендарную педагогическую деятельность в качестве профессора Академии художеств и просто Учителя по призванию. Пришедший сюда может не только подышать «воздухом Куинджи», но и познакомиться с замечательными работами его учеников и последователей.


УЧЕНИКИ


kuingy_5.jpg (30150 bytes)
«Зимний пейзаж» кисти еще одного ученика Куинджи, Е.Столицы(1870-1929).


Пейзажная мастерская Академии художеств, которой Куинджи руководил в 1894-1897 годах, представляла собой настоящий интернационал в миниатюре. Украинец Я.Бровар, латыш В.Пурвит, поляк Ф.Рушиц, не то армянин, не то француз М.Латри (внук, кстати, Айвазовского) — всех их объединяла бескорыстная любовь к живописи и вечной красоте мира. Самые известные ученики Куинджи — Н.Рерих, К.Богаевский, А.Рылов

Страниц: 1 2

Scroll to top